В этом разделе будут размещаться статьи, призывающие к дискуссии. Приглашаем всех заинтересованных читателей высказать свое мнение, с одним условием - обсуждение должно быть конструктивным и доброжелательным. Свои комментарии, а также суждения дискуссионного характера, касающиеся проблем психологии, присылайте на почту kcp_herzen@mail.ru либо лично на почту автору статьи / комментария. Они будут размещены в данном разделе.
В статье описывается устная коммуникация психиатр-больной и письменная коммуникация, опосредованная психиатрическим опросным инструментом, с позиций дискурс-анализа. Анализируются особенности функционирования общеупотребительной лексики, общенаучной лексики, психиатрических терминов, метафор и заимствований в этих видах коммуникации. Сравниваются факторы, влияющие на интерпретацию отдельных слов и словосочетаний врачом-психиатром и больным. Полученные наблюдения интерпретируются в контексте целей и ценностей современного клинического дискурса. ... >>>
На основании идеи Э. Бенвениста о субъективности как фундаментальном свойстве языка и культурно-исторического подхода Л.С. Выготского показана основополагающая роль языка и диалогических отношений в формировании внутренней речи и личности в онтогенезе человека. Симптом диалогического расщепления я рассматривается как начальный этап нарушения внутренней речи при шизофрении. Обсуждается феноменология симптома, дифференциальная диагностика с родственными психопатологическими феноменами, его клинические особенности. В заключении статьи произведена реконструкция тех явлений, которые обнаруживают себя в симптоме диалогического расщепления я, с позиций биперсональной модели личности. ... >>>
Многим из нас, помогающим специалистам, работающим в психиатрической больнице, в том числе психологам хочется иметь дополнительно четверть или полставки, иметь хорошие условия для работы, выглядеть прилично перед коллегами и начальством. Некоторым же из нас больше всего хочется быть востребованными. Лечащими докторами, заведующими отделениями и самое главное пациентами. Причем быть востребованными не только чтобы «осуществлять по назначению врача-психиатра диагностическое обследование пациентов» и не только чтобы «осуществлять по рекомендации врача-психиатра реабилитационные мероприятия с пациентами». И не только чтобы «консультировать и проводить психокоррекцию по намеченным врачом-психиатром целям согласованным или не согласованным с пациентом». И не только чтобы «оказывать врачам-психиатрам помощь в проведении психотерапии» с пациентами. Нам хочется быть востребованными в нашем полном самостоятельном профессиональном предназначении. Чтобы наша работа определялась и нами самими и после этой работы (независимо от метода, который мы применяем) пациенты бы изменялись, начинали чувствовать себя лучше, эффективнее думать и вести себя, быть более адаптированными. Для медицинских психологов, имеющих такие притязания на такую самостоятельность и такую отдачу, эта статья. ... >>>
Несмотря на ощутимый прогресс в области нейронаук, генетики и фармакологии, мы испытываем колоссальный дефицит в понимании природы и механизмов развития психопатологии. Накопление фактов существенно опережает наши возможности поиска их объяснений, а существующие теоретические схемы в рамках классическихи полуклассических научных подходов явно уступают по уровню сложности ожидающим решения задачам. Иначе говоря, мы знаем гораздо больше, чем понимаем. Особенно плохо мы понимаем природу человека: ту, в которой он существует, и ту, которая его характеризует... >>>
Говорят, что объёмы знаний сегодня растут с неимоверной скоростью, существенно опережая достижения людей в практической деятельности. Однако важнейшей функцией знаний, тем более научных, помимо, конечно, эрудиции, является именно обоснование этой практической деятельности человека в разных сферах обустройства жизни. Возникает закономерный вопрос: почему растущие объёмы знаний оказываются всё больше в стороне от насущных проблем жизнедеятельности?... >>>
Кудря С.В., Давтян Е.Н. Что измеряет шкала депрессии Бека.
Если немного подумать, а подумав немного, решительно отказаться от заносчивой идеи, будто бы психология изучает душу человека (зоопсихология, соответственно, душу животных), то у неё появляются реальные шансы стать наукой и востребованной и практичной. Это в полной мере относится и к другим определениям предмета, как то - психика (та же душа, но только с греческого – последний выдох умирающего), или, что вроде и звучит современно, но к делу никакого отношения не имеет, свойство высокоорганизованной материи чего-то отражать... >>>
В статье выдвигается гипотеза о том, что языковое поведение психотических больных выражает чувство неблагополучия протопатического уровня при помощи наиболее соответствующих этому древнему уровню чувствования лексических средств, а именно — старой языковой игры, возрождаемой больным, благодаря стихийно действующим механизмам реметафоризации.
Есть вещи, которые не могут и не должны быть предметом подглядывания-разглядывания, по крайней мере, для людей цивилизованных и образованных. Болезнь, увечье, дефект здоровья – это такие явления, которые всегда были предметом заботы специалистов, проблемой, требующей особых душевных усилий родных и близких людей, и, конечно, щепетильной для обсуждения темой. Особенно когда речь идёт о психическом заболевании. Особенно если ею страдает ребёнок... >>>
Глобализация властно проникает во все сферы человеческой жизни, стирая привычные границы между народами, языками и культурами. Сама жизнь стремится к упрощению и выработке единого стандарта существования. Что в этом плохого? Чем проще и стандартнее жизнь, тем легче людям общаться между собой. Однако у каждого процесса есть обратная сторона... >>>
Парадоксально складывается история научного изучения психики и её нарушений. Сформировалось множество научных дисциплин: общая психология, психофизиология, нейропсихология, патопсихология, психопатология, в названии которых обозначен их предмет – психика человека. Предмет будто бы един, а наук – множество... >>>
О психотерапии сказано и написано уже так много, что, казалось бы, обсуждать больше нечего. Разве только предлагать собственную оригинальную модель так, как это остроумно рекомендует А.М. Сосланд. И всё же хочется обратить внимание думающих людей на те аспекты прикладной психологии, которые с очевидностью присущи так называемой психотерапии...>>>
Алёхин А.Н. Прогресс знания или злокачественная пролиферация текста?
Стало уже присказкой, что, мол, объёмы знаний в мире удваиваются (утраиваются) за каждый n-период времени, и это будто бы свидетельствует о нескончаемом прогрессе, развитии и движении человечества к вожделенному счастью... >>>