Научно-исследовательская работа студентов
Научно-исследовательская работа студентов
Учебная и воспитательная работа коллектива кафедры направлена на формирование у учащихся не только профессиональной, но и социальной компетентности, развитие профессионального самосознания и активной позиции в освоении специальности, актуализацию творческого потенциала, в том числе в научно-исследовательской деятельности.
Научно-исследовательская работа студентов ведется в соответствии с утвержденной в 2009 году новой редакцией «Положения о научно-исследовательской работе студентов кафедры клинической психологии», обеспечивающего преемственность, четкость требований, форм организации и контроля выполнения НИР с учетом содержания ведущих научно-исследовательских направлений кафедр и актуальных научных проектов.
Основной формой организации внеучебной научно-исследовательской работы студентов на кафедре является деятельность СНО. С осени 2007 года (и в течение 2008-2010 гг.) на кафедре действует и развивается студенческое научное общество «Академия» (руководители и координаторы проф. А.Н. Алёхин, доц. Е.А. Трифонова, асс. Т.В. Егоркина, асп. Н.П. Долганова). Актив СНО составляют студенты и аспиранты. К работе СНО в качестве гостей и экспертов привлекаются ведущие специалисты в области психологии, психиатрии и психотерапии.
Цель СНО – формирование навыков научного мышления специалистов, содействие раскрытию научно-исследовательского потенциала членов СНО, повышение качества подготовки студентов и выпускаемых специалистов, способных творчески и эффективно применять в своей практической деятельности достижения современной науки. В задачи СНО входит ориентация студентов на активное участие в научно-исследовательской деятельности; практическое освоение методологии научного исследования; участие в организации и проведении студенческих научно-практических конференций и других форм научных мероприятий; овладение навыками коллективной научно-исследовательской деятельности.
Участие в СНО также стимулирует самостоятельную научно-исследовательскую активность студентов по интересующим их направлениям, в том числе в рамках НИР кафедры, а также утвержденного плана НИРС.
ПОЛОЖЕНИЕ
О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ
КАФЕДРЫ КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1 Настоящее положение разработано на основе Федерального закона (ФЗ) «Об образовании» (в редакции ФЗ от 13.01.96 № 12-ФЗ), Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (от 22.08.96 № 125-ФЗ), Федерального закона «О науке и научно-технической политике» (от 23.08.96, № 127-ФЗ с последующими изменениями), Устава РГПУ им. А.И. Герцена, действующих нормативных документов по науке и научной деятельности и определяет порядок организации всех видов научно-исследовательской работы студентов кафедры клинической психологии.
1.2 Требования настоящего положения являются обязательными для выполнения всеми сотрудниками кафедры клинической психологии (далее – кафедры), участвующими в организации научно-исследовательской работы студентов (НИРС).
1.3 Внесение изменений в настоящее положение осуществляется по результатам коллегиального обсуждения и голосования на заседаниях кафедры клинической психологии.
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
2.1 Научно-исследовательская работа студентов является неотъемлемой частью их профессиональной подготовки и имеет своей целью формирование навыков творческого научно-исследовательского поиска, планирования, организации и реализации теоретических и прикладных исследований для решения актуальных задач в области здравоохранения, образования и социальной помощи населению.
2.2 Основные задачи научно-исследовательской работы студентов:
- Формирование у студентов навыков научно-исследовательской работы в области клинической психологии и на их основе углубленное и творческое освоение учебного материала основной образовательной программы по специальности:
- Освоение методологии и методов научного поиска, формирование системы профессиональных знаний о специфике научного знания, критериях научности и научных методах познания.
- Формирование навыков реферирования, обзора и анализа научных источников, обобщения и критической оценки результатов научно-теоретических и эмпирических исследований в области клинической психологии и смежных отраслей психологии.
- Формирование навыков планирования теоретических и экспериментальных исследований в области клинической психологии с учетом специфики данной отрасли и ее разделов (патопсихологии, нейропсихологии, психологии соматического больного, психологии аномального развития) на основе общих методологических и методических принципов исследования в психологии.
- Формирование навыков практической реализации теоретических и экспериментальных исследований в области клинической психологии на основе приобретаемых в учебном процессе навыков диагностической, психокоррекционной, профилактической, реабилитационной, консультативной, экспертной, культурно-просветительской и учебно-воспитательной деятельности (согласно ГОС ВПО по специальности «Клиническая психология»).
- Формирование навыков качественного и количественного анализа результатов исследований в области клинической психологии, их обобщения и критической оценки в свете существующих теоретических подходов и современных эмпирических исследований.
- Формирование навыков оформления и представления результатов научной работы в устной (доклады) и письменной (аннотация, реферат, аналитический обзор, курсовая работа, творческая научно-исследовательская работа, эссе, статья, презентация, выпускная квалификационная работа) форме.
- Освоение навыков работы в научных коллективах и ознакомление с методами организации научной работы.
- Непосредственное участие в решении научно-практических задач в соответствии с основными направлениями научно-исследовательской деятельности кафедры.
3. СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
3.1 НИРС является продолжением и углублением учебного процесса. Содержание НИРС определяется в соответствии с утверждаемыми на заседании кафедры направлениями ее научно-исследовательской деятельности.
3.2 НИРС подразделяется на:
- учебно-исследовательскую работу студентов (УИРС) – научно-исследовательскую работу, встроенную в учебный процесс;
- научно-исследовательскую работу студентов, организуемую во внеучебное время.
3.3 Научно-исследовательская работа студентов, включенная в учебный процесс (УИРС), осуществляется в следующих формах:
- научно-исследовательская работа по дисциплинам учебного плана, содержащая элементы научного исследования;
- выполнение научно-исследовательских заданий в рамках ознакомительной, педагогической, производственной, научно-исследовательской и квалификационной практик;
- подготовка курсовых работ;
- теоретическая и экспериментальная научно-исследовательская работа, предусмотренная учебным планом для 1-2 курсов, по тематике и планам, утвержденным для каждого курса.
- подготовка выпускных квалификационных работ.
Результаты УИРС могут быть доложены на заседаниях СНО, студенческих конференциях и семинарах, рекомендоваться научным руководителем к печати. Учебно-исследовательские работы студентов также могут участвовать в конкурсах студенческих научно-исследовательских работ, использоваться как основа для подготовки выпускных квалификационных работ.
3.4 Направления и темы УИРС утверждаются ежегодно на заседании кафедры клинической психологии.
3.5 Научно-исследовательская работа студентов, организуемая во внеучебное время, может иметь следующие формы:
- участие в работе студенческого научного кружка (СНО);
- участие в научных и научно-практических конференциях, научных семинарах, программах дополнительной профессиональной подготовки по направлению кафедры;
- подготовка печатных научных работ (статей и др.) по результатам научно-исследовательской деятельности;
- участие в выполнении хоздоговорной тематики кафедры (научно-исследовательская деятельность по грантам);
- участие в конкурсах студенческих научно-исследовательских работ.
Научно-исследовательская работа студентов, организуемая во внеучебное время, может принимать и другие творческие формы (например, студенческие проблемные научно-исследовательские группы, межкафедральные научные кружки). Координирующие функции в организации научно-исследовательской работы студентов во внеучебное время выполняет преимущественно руководство СНО.
3.6 Научно-исследовательская работа по учебным дисциплинам, содержащая элементы научного исследования, осуществляется студентами на всех курсах и предполагает:
- подготовку студентами докладов, рефератов, аналитических обзоров, эссе и др. по темам, утвержденным в программе учебной дисциплине и/или согласованным с преподавателем;
- выполнение заданий с элементами научного исследования (например, анализ научных текстов, разработка плана научного исследования);
- самостоятельное освоение научных источников в соответствии с программой учебной дисциплины и/или по согласованию с преподавателем;
- самостоятельное проведение исследований (психологического эксперимента) по тематике учебной дисциплины, по плану, согласованному с преподавателем и под его руководством.
Научно-исследовательская работа студента по учебным дисциплинам оценивается преподавателем и учитывается при аттестации по предмету.
3.7 Выполнение научно-исследовательских заданий в рамках ознакомительной, педагогической, производственной, научно-исследовательской и квалификационной практик осуществляется согласно программам, утвержденным для каждой из форм практики.
Отчет по научно-исследовательской работе студента при выполнении заданий в рамках установленных видов практик является частью общего отчета студента по практике и оценивается ее руководителем.
3.8 Курсовые работы.
3.8.1 Подготовка курсовых работ осуществляется студентами 3 и 4 курсов (при изменениях в учебном плане – согласно учебному плану).
3.8.2 Курсовая работа является законченной по форме научно-исследовательской работой, отражающей уровень владения студентом знаниями о научном методе в клинической психологии, навыками теоретической и экспериментальной научно-исследовательской деятельности. Содержание курсовой работы должно соответствовать требованиями, предъявляемыми к уровню общей подготовки по специальности и уровню научно-исследовательских компетенций на 3 и 4 курсах обучения.
Как правило, курсовая работа представляет собой экспериментальное или теоретическое исследование, решающее частные вопросы в рамках актуальных научно-исследовательских проблем, разрабатываемых кафедрой.
3.8.3 Курсовая работа выполняется студентом под научным руководством. Научный руководитель курсовой работы назначается из числа профессорско-преподавательского состава кафедры и утверждается на заседании кафедры.
3.8.4 Темы курсовых работ должны соответствовать основным направлениям научно-исследовательской деятельности кафедры. Темы курсовых работ утверждаются коллегиально на заседании кафедры.
3.8.5 Аттестация (зачет) по курсовой работе студента проводится в зачетную сессию утвержденным научным руководителем.
3.9 Научно-исследовательская работа, предусмотренная учебным планом для 1-4 курсов.
3.9.1 Темы научно-исследовательской работы студентов, предусмотренной учебным планом для 1-4 курсов, должны соответствовать основным направлениям научно-исследовательской работы кафедры. Темы для каждого семестра обучения утверждаются коллегиально на заседании кафедры.
3.9.2 На 1-4 курсе НИРС выполняется студентом под научным руководством. Научный руководитель назначается из числа профессорско-преподавательского состава кафедры и утверждается на заседании кафедры.
3.9.3 Предварительная аттестация по НИРС проводится в (осеннюю и весеннюю) зачетную сессию научным руководителем студента, а итоговая аттестация – согласно плану – комиссией в составе не менее 4 преподавателей каедры.
3.9.4 Содержание и формы НИРС усложняются от 1 к 4 году обучения студентов в соответствии с возрастающим уровнем подготовленности к выполнению научно-исследовательских задач по специальности.
3.9.4.1 В течение первого семестра обучения (1 курс) НИРС осуществляется в форме письменного реферирования классических научных трудов (преимущественно монографий) по психологии. Список трудов, рекомендуемых для реферирования для студентов первого семестра обучения, утверждается на заседании кафедры.
Под реферированием понимается краткое точное изложение формы и содержания научного труда, включающее основные фактические сведения и выводы, как правило, без дополнительной интерпретации или критических замечаний автора реферата.
К реферату предъявляются следующие основные требования:
- научная адекватность реферата научному источнику;
- выявление концепции автора и оптимальное сочетание теоретического и фактического материала;
- достижение максимальной информативности при повышении степени сжатия информации.
Оптимальный объем реферата должен составлять в среднем 10-15% реферируемого документа. В данном случае в реферате в полной мере можно отразить все элементы структуры, основной фактографический материал, методические и концептуальные особенности реферируемого источника, статистические и справочные данные.
Структура реферата должна соответствовать первоисточнику. Содержание реферата должно отражать понимание студентом основных идей (в том числе концептуальной основы) научного труда.
Реферирование должно осуществляться в форме пересказа и не может представлять собой совокупность цитат первоисточника. При преобладании в реферате прямого цитирования научного источника реферат не получает положительной оценке (оценивается как «незачет»).
3.9.4.2 В течение второго семестра обучения (1 курс) НИРС осуществляется в форме аннотированного отчета научной литературы. Темы, рекомендуемые для составления аннотированных отчетов студентами второго семестра обучения, утверждаются на заседании кафедры.
Под аннотированным отчетом понимается систематизированная совокупность аннотаций научных работ по определенной теме.
При этом под аннотацией понимается краткая характеристика какой-либо работы или публикации, содержащая библиографическое описание, перечисление наиболее значимых и актуальных рассматриваемых проблем и вопросов, указание на назначение работы.
Для аннотированных отчетов студентам рекомендуется преимущественно научная и научно-практическая периодика (журналы, сборники статей, материалы научных и научно-практических конференций и др.), однако отчет также может включать аннотацию монографий и других непериодических изданий, если в них содержится информация, существенная для полноты изложения или теоретической обоснованности и стройности отчета.
К аннотированному отчету предъявляются следующие основные требования:
- адекватность аннотаций научным источникам и утвержденной теме;
- полнота отражения научных работ по утвержденной теме;
- систематичность изложения.
Аннотированный отчет студента должен также содержать обобщающие выводы по результатам аннотирования. Выводы должны носить преимущественно констатирующий характер, однако при наличии достаточной полноты материала первоисточников могут также иметь характер научных обобщений и содержать указания на недостатки проведенных исследований и наиболее перспективные направления дальнейших изысканий по рассматриваемой теме.
К дополнительным достоинствам аннотированного отчета могут быть отнесены элементы наукометрического анализа.
3.9.4.3 В течение 2 и 3 курса НИРС осуществляется в форме экспериментального исследования, решающего частные задачи в рамках направлений научно-исследовательской деятельности кафедры. Темы работ утверждаются на заседании кафедры.
НИРС для этих этапов обучения представляет собой законченное экспериментально-теоретическое исследование по тематике из утвержденного на кафедре типового перечня тем.
НИРС оформляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к выпускной квалификационной работе и содержит следующие разделы:
- введение
- теоретическая часть (аналитический обзор литературы по теме исследования)
- организация и методы исследования
- результаты исследования
- заключение
- выводы
- список литературы
Объем НИРС для 2 курса составляет 20-30 страниц машинописного текста, для 3 курса – 35 - 45 страниц.
Минимальный объем исследований: для 2 курса – 8 чел, для 3 курса – 12 чел.
Минимальное количество научных источников: для 2 курса – 15, для 3 курса – 25.
НИРС отражает прежде всего способность студента к решению частных научно-исследовательских задач, уровень овладения им научным методом познания и научной формой изложения результатов исследования в области психологии. Общими требованиями к НИРС является грамотное планирование исследования, глубокая и адекватная теоретическая проработка проблемы, обоснованность выводов, общая культура изложения.
Аттестация (зачет) по НИРС проводится в весеннюю зачетную сессию в форме защиты научно-исследовательской работы перед комиссией из числа профессорско-преподавательского состава кафедры. Состав комиссии (4 чел.) утверждается заведующим кафедрой. Отобранные комиссией работы могут быть представлены на заседаниях СНО и рекомендованы к печати.
3.9.4.4. 4 курса НИРС осуществляется в форме разработки плана-проспекта выпускной квалификационной работы. В течение 4 курса студент осуществляет анализ научной литературы в соответствии с направлениями научно-исследовательской деятельности кафедры, определяет направления и проблемы, соответствующие его интересам и содержанию деятельности кафедры.
В течение 7 семестра (первый семестр 4 курса) определяется научный руководитель потенциальной работы студента, осуществляется разработка плана, обоснование актуальности, практической значимости исследования, подбор методик, разработка общей программы исследования.
План-проспект должен содержать следующие разделы:
- Тема
- Актуальность исследования
- Цель
- Задачи
- Объект
- Предмет
- Гипотеза
- Организация и методы исследования
- План выполнения работы
План-проспект заслушивается коллективом кафедры в начале 8-го семестра обучения (второго семестра 4 курса). По результатам коллегиального обсуждения утверждается (корректируется) тема исследовании и научный руководитель выпускной квалификационной работы.
3.10 Выпускная квалификационная работа.
3.10.1 Цель выпускной квалификационной работы – оценка профессиональной (теоретической, методической и практической) подготовки выпускника на материале эмпирической (исследовательской, методической, коррекционной) работы с учетом качества ее выполнения и представления (защиты).
Выпускная квалификационная работа по специальности «Клиническая психология» представляет собой законченную разработку, включающую результаты экспериментального исследования либо апробированный проект коррекционного, тренингового или методического характера. Выпускная квалификационная работа позволяет оценить уровень профессиональной эрудиции выпускника, его способность к научной и практической деятельности в области клинической психологии.
3.10.2 Темы выпускных квалификационных работ должны соответствовать основным направлениям научно-исследовательской деятельности кафедры. Темы утверждаются коллегиально на заседании кафедры.
3.10.3 Содержание и оформление выпускной квалификационной работы студента, а также процедура ее защиты должны соответствовать требованиям утвержденной «Программы итоговой государственной аттестации» по специальности 030302 «Клиническая психология».