Научно-исследовательские программы Лаборатории
Основное научное направление Лаборатории:
РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ
НАРУШЕНИЙ ПСИХИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ У ПОДРОСТКОВ
РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ
НАРУШЕНИЙ ПСИХИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ У ПОДРОСТКОВ
Общая программа исследования:
1. Исследование проявлений, распространенности и психосоциальных факторов риска нарушений психической адаптации у подростков.
1.1. Разработка психодиагностических критериев донозологических форм нарушений психической адаптации у подростков.
1.2. Исследование клинико-психологических и социально-психологических механизмов формирования нарушений психической адаптации у подростков.
1.3. Исследование предикторов и динамики формирования нарушений психической адаптации у подростков.
2. Разработка методического обеспечения психологической диагностики и коррекции нарушений психической адаптации у подростков.
2.1. Разработка методики экспресс-диагностики нарушений психической адаптации у подростков.
2.2. Разработка и апробаций программы психологической коррекции донозологических форм нарушений психической адаптации у подростков.
1. Исследование проявлений, распространенности и психосоциальных факторов риска нарушений психической адаптации у подростков.
Задача 1.1. Разработка психодиагностических критериев донозологических форм нарушений психической адаптации у подростков:
• Клинико-психологическое исследование характера и степени выраженности проявлений нарушений психической адаптации на психофизиологическом, психическом и социально-психологическом уровнях у подростков – учащихся 6-10 классов.
• Выделение форм нарушений психической адаптации у школьников подросткового возраста. Решение задачи предполагает выделение в базе клинико-психологических данных (данных опросов, анкетирования, методики «Незаконченные предложения») методами многомерной статистики (кластерного анализа) симптомокомплексов нарушенной психической адаптации в разных возрастных группах подростков, их уровневый и качественный анализ.
Задача 1.2. Исследование клинико-психологических и социально-психологических механизмов формирования нарушений психической адаптации у подростков.
Решение задачи предполагает углубленный анализ и сравнительное исследование:
• клинических,
• индивидуально-психологических и
• социально-психологических характеристик
подростков с нарушениями психической адаптации (в том числе при выделенных формах нарушений) и подростков без нарушений психической адаптации с использованием клинико-психологического и экспериментально-психологического методов.
По результатам обследования выделяются «мишени» психологической коррекции (формирования).
Методическое обеспечение разрабатывается по результатам первичных исследований (Задача 1.1.)
Задача 1.3. Исследование предикторов и динамики формирования нарушений психической адаптации у подростков.
Решение задачи предполагает динамическое наблюдение подростков – учащихся 6-10 классов – их ежегодное обследование с целью выявления первых признаков, основных предикторов, закономерностей развития нарушений психической адаптации.
2. Разработка методического обеспечения психологической диагностики и коррекции нарушений психической адаптации у подростков.
2.1. Разработка методики психологической экспресс-диагностики нарушений психической адаптации у подростков:
Задача 2.1.1. Разработка стимульного материала методики на основании результатов опроса подростков, родителей и учителей (см. Задачу 1.1.).
Задача 2.2.2. Обследование групп подростков с применением стимульного материала и выделением диагностически значимых вопросов методики.
Задача 2.2.3. Оценка валидности методики в массовых обследованиях подростков.
2.2. Разработка и апробация программ психологической коррекции выделенных форм нарушений психической адаптации у подростков разных возрастных групп.
В рамках общего научного направления реализуются частные научно-исследовательские программы, направленные разработку технологий психологической профилактики нарушений адаптации у отдельных подгрупп подростков:
- подростки в условиях экзаменационного стресса;
- подростки, воспитывающиеся в условиях семейной депривации;
- подростки с нарушениями здоровья;
- подростки групп "социального риска".
Программа формирования стрессоустойчивости к эмоционально-напряженной ситуации сдачи единого государственного экзамена у школьников
Введение
Применение современных информационных технологий может быть связано не только с проведением учебного процесса, но и с его сопровождением. Создание кабинета здоровья в школе является объективной необходимостью.
В последнее время наблюдается значительный рост количества больных детей школьного возраста. Причем наиболее распространенными оказываются соматические расстройства, представленные функциональными нарушениями различных органов и систем. Многими авторами [Исаев Д.Н., 1996; Антропов Ю.Ф., 2002 и др.] подобные нарушения рассматриваются не как изолированные дисфункции в соматической сфере, а в большей степени, как обусловленные нарушениями в психосоциальной сфере.
Кроме того, немаловажным этиологическим фактором здесь является психофизиологическая и социальная несформированность адаптационных механизмов, приводящая, в свою очередь, к различным отклонениям в соматической сфере, особенно в периоды возрастных кризисов [Брязгунов И.П., 1992].
Как известно [Личко А.Е., 1985], в подростковом возрасте организм ребенка претерпевает значительные изменения, которые будут существенно влиять на все стороны биологического, психологического и социального развития. Этот период сопровождается эмоциональной нестабильностью, быстрой утомляемостью и снижением школьной успеваемости.
Необходимость поддерживать академическую успеваемость на высоком уровне, сопряжена с рядом трудностей, одной из первых здесь выступает несоответствие школьной программы требованиям ЕГЭ. В связи с этим на подростка ложатся непосильные нагрузки, которые ослабляют его организм и снижают уровень стрессоустойчивости, что требует проведения психопрофилактических мероприятий.
Подросток полностью поглощен учебой и не имеет возможности заниматься своим здоровьем. Посещение спортивного зала или бассейна не всегда доступно, но существуют способы поддержания своего здоровья и выработка стрессоустойчивости, которые не требуют больших затрат времени, энергии и иных вложений.
В серии многочисленных научных исследований было доказано, что формирование и тренировка релаксационно-диафрагмального типа дыхания является необходимым условием и базисом, на котором строятся программы реабилитационной и оздоровительной направленности. В связи с вышесказанным представляется актуальным внедрение в школы практики выработки навыка релаксационно-диафрагмального типа дыхания у школьников и повышение у них стрессоустойчивости к эмоционально-напряженной ситуации сдачи единого государственного экзамена.
Выработка описываемого типа дыхания осуществляется посредством аппарата биологической обратной связи (БОС) – это преобразователь измерительный биоэлектрических, биомеханических и биотемпературных сигналов организма человека предназначен для работы с персональным компьютером (Сметанкин А.А., 2003). Этот процесс будет являться первым этапом.
Вторым этапом является тренировка релаксационно-диафрагмального дыхания у старших школьников в ситуации сдачи ЕГЭ. С этой целью на гребне сформированности навыка данного типа дыхания моделируется ситуация сдачи ЕГЭ. Таким образом, развитие стрессоустойчивости у старших школьников будет происходить на основе двух составляющих, навыка релаксационно-диафрагмального типа дыхания и эмоционально-напряженной ситуации, соответствующей экзамену.
С целью установления объективных показателей успешности применения этого психопрофилактического метода, предлагается проведение экспериментально-психологического исследования познавательных психических процессов у старших школьников.
В последнее время наблюдается значительный рост количества больных детей школьного возраста. Причем наиболее распространенными оказываются соматические расстройства, представленные функциональными нарушениями различных органов и систем. Многими авторами [Исаев Д.Н., 1996; Антропов Ю.Ф., 2002 и др.] подобные нарушения рассматриваются не как изолированные дисфункции в соматической сфере, а в большей степени, как обусловленные нарушениями в психосоциальной сфере.
Кроме того, немаловажным этиологическим фактором здесь является психофизиологическая и социальная несформированность адаптационных механизмов, приводящая, в свою очередь, к различным отклонениям в соматической сфере, особенно в периоды возрастных кризисов [Брязгунов И.П., 1992].
Как известно [Личко А.Е., 1985], в подростковом возрасте организм ребенка претерпевает значительные изменения, которые будут существенно влиять на все стороны биологического, психологического и социального развития. Этот период сопровождается эмоциональной нестабильностью, быстрой утомляемостью и снижением школьной успеваемости.
Необходимость поддерживать академическую успеваемость на высоком уровне, сопряжена с рядом трудностей, одной из первых здесь выступает несоответствие школьной программы требованиям ЕГЭ. В связи с этим на подростка ложатся непосильные нагрузки, которые ослабляют его организм и снижают уровень стрессоустойчивости, что требует проведения психопрофилактических мероприятий.
Подросток полностью поглощен учебой и не имеет возможности заниматься своим здоровьем. Посещение спортивного зала или бассейна не всегда доступно, но существуют способы поддержания своего здоровья и выработка стрессоустойчивости, которые не требуют больших затрат времени, энергии и иных вложений.
В серии многочисленных научных исследований было доказано, что формирование и тренировка релаксационно-диафрагмального типа дыхания является необходимым условием и базисом, на котором строятся программы реабилитационной и оздоровительной направленности. В связи с вышесказанным представляется актуальным внедрение в школы практики выработки навыка релаксационно-диафрагмального типа дыхания у школьников и повышение у них стрессоустойчивости к эмоционально-напряженной ситуации сдачи единого государственного экзамена.
Выработка описываемого типа дыхания осуществляется посредством аппарата биологической обратной связи (БОС) – это преобразователь измерительный биоэлектрических, биомеханических и биотемпературных сигналов организма человека предназначен для работы с персональным компьютером (Сметанкин А.А., 2003). Этот процесс будет являться первым этапом.
Вторым этапом является тренировка релаксационно-диафрагмального дыхания у старших школьников в ситуации сдачи ЕГЭ. С этой целью на гребне сформированности навыка данного типа дыхания моделируется ситуация сдачи ЕГЭ. Таким образом, развитие стрессоустойчивости у старших школьников будет происходить на основе двух составляющих, навыка релаксационно-диафрагмального типа дыхания и эмоционально-напряженной ситуации, соответствующей экзамену.
С целью установления объективных показателей успешности применения этого психопрофилактического метода, предлагается проведение экспериментально-психологического исследования познавательных психических процессов у старших школьников.
ЦЕЛЬ: определение влияния саморегуляции на познавательные психические процессы у школьников.
ЗАДАЧИ:
1. Проведение экспериментально-психологического исследования познавательных психических процессов.
Исследование особенностей памяти.
Изучение характеристик внимания.
2. Выработка навыка релаксационно-диафрагмального типа дыхания
2.1. Ознакомление учащихся с рациональным типом дыхания.
2.1.1. Обобщить знания учащихся о здоровом образе жизни.
2.1.2. Активизировать знания школьников о дыхательной и сердечно-сосудистой системе.
2.1.3. Дать понятие о дыхательной аритмии сердца (ДАС).
2.1.4. Познакомить с методикой правильного дыхания.
2.1.5. Дать представление о приборе.
2.2. Формирование нормального стереотипа дыхания с помощью приборов БОС.
2.3. закрепление нормального стереотипа дыхания с помощью приборов БОС.
2.4. Тренировка релаксационно-диафрагмального дыхания у старших школьников в ситуации сдачи ЕГЭ.
3. Повторное исследование познавательных психических процессов.
3.1. Исследование особенностей памяти.
3.2. Изучение характеристик внимания.
Программа психологической профилактики зависимого поведения у подростков
Цель НИР.Разработка программы психологической профилактики зависимого поведения у подростков.
Задачи НИР.
1. Определение механизмов возникновения риска зависимого поведения у подростков.
2. Разработка и апробация программы психологической профилактики риска зависимого поведения у подростков.
1. Определение механизмов возникновения риска зависимого поведения у подростков.
1.1. Выделение группы подростков с риском возникновения зависимого поведения.
1.2. Исследование когнитивного профиля у подростков с риском возникновения зависимого поведения.
1.2.1. Определение полезависимости-поленезависимости восприятия
1.2.2. Исследование особенностей внимания
1.2.3. Изучение кратковременной и долговременной памяти
1.2.4. Исследование особенностей различных мыслительных операций
1.3. Изучение патохарактерологических особенностей у подростков с риском возникновения зависимого поведения
1.4. Определение мишеней психологической коррекции риска зависимого поведения.
1.4.1. Исследование результатов клинико-психологического и экспериментально-психологического исследования и углубленный анализ полученных данных.
2. Разработка, апробация и внедрение программы психологической профилактики риска зависимого поведения у подростков.
Разработка программы психологической профилактики риска зависимого поведения у подростков.
Апробация программы психологической профилактики риска зависимого поведения у подростков
Оценка эффективности программы психологической профилактики риска зависимого поведения у подростков.
Профилактика нарушений психической адаптации у подростков с минимальной мозговой дисфункцией
Цель: Разработка программы психологической профилактики употребления ПАВ среди подростков с ММД
Задачи:
1. Выделение группы подростков с ММД.
2. Исследование психофизиологических, когнитивных, эмоциональных и поведенческих характеристик групп подростков с ММД.
3. Выделение групп подростков с скомпенсированной и с декомпенсированной ММД, групп подростков адаптированных и неадаптированных.
4. Изучение в динамике форм психической адаптации у подростков обеих групп.
5. Выявление механизмов формирования различных типов психической адаптации у подростков с ММД, мишеней психокоррекции.
6. Разработка и апробация программы психопрофилактики алкоголизации и наркотизации среди подростков с ММД.
Психологическая профилактика нарушений психической адаптации у подростков с патохарактерологическими особенностями, воспитывающихся в условиях семейной депривации
Цель Разработка программы психологической профилактики нарушений психической адаптации с ориентацией на психогенез патохарактерологических особенностей у подростков, проживающих в социально-реабилитационном центре и в детском доме. Теоретико-экспериментальное обоснование программы психологической профилактики снижения мотивации к обучению у подростков с патохарактерологическими особенностями, воспитывающихся в условиях семейной депривации.
Задачи
1. Теоретическое обоснование,
Изучение литературы педагогической и клинико-психологической направленности, по следующим направлениям:
• особенности подросткового периода онтогенеза
• понятие, факторы формирования патохарактероллогических особенностей у подростков
• понятие семейной депривации, и ее последствия
• особенности проживания в социально-реабилитационном центре
• учебная деятельность, мотивация к обучению
• теория и практика психологической профилактики подростков
1.2. Анализ литературных источников, исследование факторов снижения мотивации учебной деятельности
2. Определение механизмов формирования патохарактерологических особенностей у подростков, проживающих в социально-реабилитационном центре и в детском доме.
2.1. Клинико-психологическое и экспериментально-психологическое исследование подростков, проживающих в приюте «Вера» и в детском доме
2.1.1. клинико-психологическое исследование
2.1.1.1. составление анкет для подростков и воспитателей с целью изучения социально-демографических характеристик и мотивации к обучению.
2.1.1.2. определение социально-демографических особенностей подростков исследуемых групп
2.1.1.3. исследование степени снижения мотивации к обучению у подростков, воспитывающихся в условиях семейной депривации. Выделение группы подростков со снижением мотивации к обучению.
2.1.1.4. Изучение личных дел подростков, воспитывающихся в условиях семейной депривации.
2.2. Экспериментально-психологическое исследование
2.2.1. Изучение патохарактерологических особенностей у подростков со сниженной мотивацией к обучению, проживающих в приюте и в детском доме. Выделение группы подростков с патохарактерологическими особенностями и снижением мотивации учебной деятельности и группы подростков с нормальным уровнем мотивации к обучению.
2.2.2. Исследование когнитивного профиля у подростков экспериментальной и контрольной групп
2.2.2.1. Изучение полезависимости-поленезависимости восприятия.
2.2.2.2. Определение характеристик внимания.
2.2.2.3. Исследование кратковременной и долговременной памяти
2.2.2.4. Изучение особенностей невербального мышления, определение коэффициента интеллекта.
2.2.2.5. Изучение системы отношений личности
3. Выделение механизмов формирования патохарктерологичеаских особенностей. Сравнительное исследование клинических, индивидуально-психологических и социально-психологических характеристик подростков с патохарактерологическими особенностями и без них и проживающих в социально-реабилитационном центре и подростков, проживающих в детском доме. Выделение мишеней психологической коррекции.
4. Разработка и внедрение программы психологической профилактики снижения мотивации учебной деятельности у подростков с патохарактерологическими особенностями и проживающих в специализированных социальных квартирах и в детском доме на основании признанных и общеизвестных принципов и с ориентацией на психогенез патохарактерологитческих особенностей.
4.1. Проведение программы психологической профилактики снижения мотивации к обучению среди подростков, проживающих в социально-реабилитационном центре и в детском доме.
4.2. Оценка эффективности программы психопрофилактики снижения мотивации учебной деятельности, посредством семантического дифференциала.
5. Подготовка учебно-методического пособия для клинических психологов и психологов–педагогов по психологической профилактики снижения мотивации к обучению у подростков с патохарактерологическими особенностями, воспитывающихся в условиях семейной депривации.