Суббота, 12.10.2024, 10:31 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

















Главная » 2009 » Май » 2 » ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 030302 «КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 030302 «КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»


     Цель государственного экзамена – выявление теоретической и практической подготовки выпускников к решению профессиональных задач, оценка знаний теорий и методологии в области общей, возрастной, дифференциальной, клинической психологии и психодиагностике, а также умения решать конкретные клинико-психологические задачи.
     На государственном экзамене выпускник должен подтвердить знания в области общепрофессиональных базовых и специальных дисциплин, необходимые для выполнения своих профессиональных обязанностей и последующего обучения в аспирантуре. Выпускной экзамен должен быть проверкой конкретных функциональных возможностей студента, его способности к самостоятельным суждениям на основе имеющихся знаний.

Требования к профессиональной подготовленности выпускника
     Выпускник должен:
* иметь представления о предмете и структуре клинической психологии как психологической специальности широкого профиля, имеющей межотраслевой характер и участвующей в решении комплекса задач в системе здравоохранения, народного образования и социальной помощи населению;
* понимать направленность практической и научно-исследовательской деятельности клинического психолога на повышение психических ресурсов и адаптационных возможностей человека, на охрану здоровья и преодоление недугов;
* иметь представления о предмете, задачах и перспективах развития нейропсихологии, об основных закономерностях мозговой организации ВПФ и ее эволюции в онтогенезе; владеть методологией синдромного анализа нарушений ВПФ;
* иметь представление о предмете, практических задачах и актуальных проблемах патопсихологии; знать феноменологию и владеть навыками патопсихологической квалификации нарушений сознания, восприятия, памяти, мышления, эмоционально-личностной сферы при психических заболеваниях и пограничных личностных расстройствах;
* знать основные направления современных психосоматических исследований, понимать роль раннего онтогенеза в возникновении психосоматических расстройств, владеть методами исследования изменений познавательной и эмоционально-личностной сферы при хронических соматических заболеваниях, понимать значение психосоматики для развития общей и клинической психологии;
* иметь целостное представление о содержании и практическом значении проблемы аномального психического развития, о закономерностях психических заболеваний и нарушениях психического развития у детей, о типологиях дизонтогенеза и о принципах коррекционно-педагогической работы с детьми;
* знать основы психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии, иметь представления о базовых теориях и методах современной психотерапии, знать основные проблемы восстановительного обучения и реабилитации;
* владеть необходимыми знаниями в области таких медицинских дисциплин как психиатрия, психиатрия детского возраста, неврология, клиника внутренних болезней, психофармакология и психофармакотерапия;
* иметь представления о клинико-психологических аспектах диагностики, психотерапии и профилактики личностных расстройств, отклоняющегося поведения, наркоманий и алкоголизма;
* иметь представления об особенностях клинико-психологических исследований в экспертной практике;
* владеть методами нейропсихологической и патопсихологической диагностики, диагностики аномалий развития в норме и в патологии; владеть проективными методами клинической психодиагностики и методами диагностики и коррекции при психосоматических расстройствах;
* свободно ориентироваться в методологических проблемах клинической психологии, ее объекта, предмета, общих категорий и стратегии развития;
* в процессе реальной работы на базе клиник, медицинских центров, школ, психологических консультаций и пр. овладеть комплексом практических навыков, позволяющим успешно решать различные прикладные профессиональные задачи в области патопсихологии, нейропсихологии, психосоматики, детской клинической психологии, психологической коррекции и психотерапии, коррекционно-развивающего и восстановительного обучения.

     Экзамен проходит в форме индивидуальной беседы, которая предполагает получение устных ответов на два вопроса, отражающих содержание изученных дисциплин. Время подготовки для ответа – 30 минут. Объявление результатов происходит после обсуждения комиссией всех ответов студентов.

Критерии оценки уровня подготовки выпускника на государственном экзамене

     Ответ на вопросы экзаменационного билета оценивается на «отлично», если студент показал глубокое владение теоретическим и методологическим материалом, умение грамотно обосновывать решение клинико-психологических задач, дал правильные ответы на дополнительные вопросы членов комиссии.
     Ответ на вопросы государственного экзамена оценивается на «хорошо», если он содержит некоторые неточности, не влияющие на суть описываемой проблемы. Оценка «отлично» может быть снижена до «хорошо», если студент нечетко изложил теоретическую часть билета, недостаточно аргументировал решение клинико-психологического примера, неуверенно отвечал на дополнительные вопросы членов комиссии.
     Ответ на вопросы государственного экзамена оценивается на «удовлетворительно», если студент показал низкий уровень владения материалом, продемонстрировал умение решать практические задачи, однако при недостаточной способности к аргументации решения.
     Ответ на вопросы государственного экзамена оценивается на «неудовлетворительно», если студент не владеет теоретическими знаниями, а практические навыки, продемонстрированные им при решении клинико-психологических задач, не соответствуют требованиям, предъявляемым к клиническом психологу, если на вопросы членов комиссии студент отвечает не по существу, а анализ клинико-психологических примеров носит формальный, поверхностный или неадекватный характер.
     При оценке «неудовлетворительно» студент не допускается к защите выпускной квалификационной работы. При этом может быть рекомендовано повторное прохождение 5 курса обучения.

Содержание государственного экзамена по специальности 030302 «Клиническая психология»
       
     Экзаменационные вопросы по клинической психологии:
1. Предмет и структура клинической психологии. История и методологические проблемы клинической психологии. Сферы приложения деятельности клинического психолога.
2. Предмет и задачи нейропсихологии.  Клиническая нейропсихологическая диагностика состояния высших психических функций. Перспективы развития нейропсихологии.
3. Количественные и качественные нарушения восприятия. Методы психологического исследования  ощущения и восприятия.
4. Количественные и качественные нарушения памяти. Методы психологического исследования памяти.
5. Количественные и качественные нарушения мышления. Методы психологического исследования мышления.
6. Количественные и качественные нарушения внимания. Методы психологического исследования  внимания.
7. Количественные и качественные нарушения эмоций. Методы психологического исследования эмоций.
8. Количественные и качественные нарушения интеллекта. Методы психологического исследования интеллекта.
9. Патохарактерологическое развитие личности и его экспериментально-психологическая диагностика.
10. Симптомы нарушения речи и их патопсихологическая верификация
11. Соматическое и психическое: биопсихосоциальная парадигма. Современные представления о предмете  психологического изучения психосоматики
12. Роль раннего онтогенеза в возникновении психосоматических расстройств. Проблема ВКБ; психосоматическая саморегуляция.
13. Психическое развитие ребенка в норме и его психологическая оценка.
14. Виды дизонтогенеза в детском возрасте и их психологическая диагностика.
15. Клинико-психологическая диагностика невротических реакций у детей и их психологическая коррекция.
16. Психологическая характеристика отдельных форм психических расстройств в детском возрасте и возможности психологической помощи.
17. Участие психолога в медико-психолого-педагогической экспертизе детей и подростков.
18. Соотношение понятий «психологическое консультирование», «психокоррекция» и «психотерапия»
19. Виды психолого-коррекционных мероприятий и оценка их эффективности
20. Современное состояние психотерапии, основные направления в отечественной и зарубежной психотерапии.
21. Психология реабилитации и восстановления ВПФ.
22. Нейропсихологические синдромы в детском возрасте и индивидуальный подход в их коррекции.
23. Понятия «организм», «тело», «телесность». Телесность как феномен, имеющий культурно-историческую детерминацию. Понятия «психологический онтогенез телесности», «психосоматическое развитие», «психосоматический феномен» в норме, «психосоматический симптом».
24. Описательная и структурная характеристика основных форм и уровней личностной патологии
25. Проблемы нормы и отклонения поведения: основные критерии,  формы проявления и медико-психологические вопросы профилактики
26. Задачи клинического психолога в экспертной практике; правовые основы экспертной деятельности.
27. Предмет судебно-психологической экспертизы в уголовном и гражданском судопроизводстве.
28. Принципы и критерии классификации психических расстройств: современная классификация
29. Роль и участие психолога в диагностике и реабилитации  больных эндогенными психическими расстройствами
30. Психологические проявления эндогенных психических расстройств в юношеском возрасте
31. Принципы классификации психофармацевтических препаратов
32.  Учение о неврозах: этиология, патогенез, механизмы формирования невротических и соматоформных расстройств. Роль и участие психолога в  их диагностике и коррекции.
        
     Вопросы по общей психологии:
1. Психика: определение природа функции. Место психологии в системе наук. Предмет и объект психологии.
2. Культурно-историческая концепция генезиса высших психических функций человека. Ее обоснование в эмпирических данных возрастной, дифференциальной, сравнительной, этнической психологии  (культурно-историческая теория Л.С. Выготского).
3. Теории деятельности в советской психологии (С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.М. Веккер).
4. Классификация психических явлений. Филогенез психики, объективный критерий психического отражения.
5. Антропосоциокультурогенез. Общие проблемы онтогенеза.
6. Теории ощущений. Психофизиология сенсорики (классификация ощущений, сенсорные пороги, теория Шеррингтона, исследования Б.М. Теплова - В.Д. Небылицына в дифференциальной психофизиологии).
7. Теории восприятия. Проблема врожденного и приобретенного в восприятии; восприятие и деятельность; свойства восприятия; восприятие пространства, движения, времени.
8. Память как высшая психическая функция: определение, классификации и виды памяти, процессы памяти).
9. Память и научение; принципы организации памяти;  исследование памяти в когнитивной психологии; память и деятельность;  развитие и тренировка памяти.
10. Общее представление о внимании;  виды и свойства внимания. Теории внимания.
11. Эмоции как высшая психическая функция: определение, классификации и виды.
12. Теории эмоций: теории эмоций Ч. Дарвина, Г. Селье (концепция стресса), Теория дифференцированных эмоций К. Изарда.
13.  Общие проблемы изучения потребностей (природа, биологические и социальные детерминанты, фило- и онтогенез, иерархия  классификация).  Общее строение мотивационной сферы человека (генезис, характеристики, функции и свойства мотивов, классификация мотивов). Проблемы изучения мотивации.
14. Движущие силы, условия и этапы развития потребностно-мотивационной сферы человека в зарубежной психологии (биологическое, психоаналитическое, бихевиоральное, гуманистическое и когнитивное направления в теориях мотивации).
15. Проблема мотивации в психологии деятельности (взгляды С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева); информационная теория эмоций  П.В. Симонова, биологическая теория П.К. Анохина. Проблемы мотивации в работах Е.П. Ильина. Мотивация отдельных видов деятельности (влияние мотивации на процесс и продуктивность деятельности; детерминанты динамики мотивации в процессе деятельности).
16. Психические состояния;  определение состояния. Роль и место состояний среди других психических явлений. Функции состояний.
17. Мышление: определение, динамический и статический аспекты (мышление как процесс и мысль как результат), свойства мышления как когнитивного процесса, операции мышления, единицы мысли. Дефиниция мышления как фундаментальная проблема.
18. Психологические теории мышления. Онтогенез мышления (Ж. Пиаже, Л.С. Выготский), развитие понятийного мышления.
19. Воображение и творческое мышление. Виды, механизмы и место воображения в иерархии когнитивных процессов.
20. Язык, речь и знаковые системы как проблема общей психологии. Знаки, значения и смысл. Речь: определение речевой деятельности; онтогенез речевой деятельности. Вербальное и невербальное общение
21. Воля как общепсихологическая проблема. Место воли в структуре психики. Волевой акт: определение, атрибуты, компоненты, механизмы формирования.
22. Воля, волевые качества личности. Структура волевого действия.
23. Сознание как интегратор психической деятельности человека. Структура сознания. Проблема бессознательного. Самосознание. Теории сознания в зарубежной и отечественной психологии.
24. Сознание как психический процесс. Определение, функции, эмпирические характеристики сознания (пространственная, временная, информационная, энергетическая). Структурный анализ сознания.
25. Понятие личности в системе человекознания. Психологические теории личности в отечественной и зарубежной психологии.
26. Индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность. Личность как предмет психологического исследования.
27. Соотношение биологического и социального в индивидуальном развитии человека.

Категория: Студентам кафедры | Просмотров: 4253 | Добавил: clinicpsy | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: