Суббота, 12.10.2024, 08:50 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

















Главная » 2009 » Май » 2 » ПРОГРАММА ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ 2009
ПРОГРАММА ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ 2009

ИТОГОВАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АТТЕСТАЦИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 030302
 «КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОГРАММЕ
ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ
     Цель итоговой государственной аттестации – оценка теоретических знаний выпускников, а также их навыков решения научных, научно-практических (исследовательских) и других профессиональных задач теоретического и прикладного характера в рамках специальности.
     Итоговая государственная аттестация по специальности 030302 «Клиническая психология» включает выпускную квалификационную работу и государственные экзамены, позволяющие оценить теоретическую, методическую и практическую подготовку выпускника.
     Структура и требования итоговой государственной аттестации соответствует Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по специальности 030302 «Клиническая психология».

ПРОГРАММА ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
      ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 030302 «КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
      Цель выпускной квалификационной работы – оценка профессиональной (теоретической, методической и практической) подготовки выпускника на материале эмпирической (исследовательской, методической, коррекционной) работы с учетом качества ее выполнения и представления (защиты).
      Выпускная квалификационная работа по специальности 030302 «Клиническая психология» представляет собой законченную разработку, включающую результаты экспериментального исследования либо апробированный проект коррекционного, тренингового или методического характера. Выпускная квалификационная работа позволяет оценить уровень профессиональной эрудиции, способности к научной и практической деятельности в области клинической психологии.
     
1. ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЕ
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 030302 «КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
     Дипломные проекты выполняются на базах городских учреждений здравоохранения, психолого-педагогических служб, специализированных образовательных учреждений, научно-исследовательских учреждений по профилю специальности. Научное руководство дипломными работами осуществляется сотрудниками кафедры, консультирующими указанные учреждения. Тематика работ избирается с учетом основных научных направлений кафедры, заслушивается и утверждается на кафедральном совещании и Совете Факультета. После утверждения темы ВКР студенты составляют план работы, контроль за выполнением которого осуществляется научным руководителем.
     Выпускная квалификационная работа представляется в форме, позволяющей оценить ход выполнения исследования, обоснованность полученных результатов, выводов и рекомендаций, их достоверность и практическую значимость. Совокупность полученных в дипломном исследовании результатов должна свидетельствовать о наличии у автора навыков исследовательской и прикладной работы в области клинической психологии, его умения планировать, проводить и оформлять необходимые исследования.

1.1 Тема выпускной квалификационной работы
     Тема выпускной квалификационной работы, как правило, выбирается из перечня актуальных исследовательских задач, решаемых в научно-исследовательской работе кафедры и факультета, и определяется ее актуальностью и практической значимостью. Преимущественное значение для оценки работы имеют продемонстрированные выпускником навыки, умения и знания, соответствующие подготовке клинического психолога.
     Для эмпирических исследований используются такие методики, как интервью, анкеты, опрос, оценивание (рейтинг), самооценки, сравнение, наблюдение, эксперимент, описание, математико-статистические методы (в том числе многомерные статистические методы) анализа признаков.
     В зависимости от характера и степени сложности исследовательской задачи определяются методы ее решения, исследовательские приемы, виды экспериментов, статистические исчисления, теоретические обобщения. В связи с интегративным характером клинической психологии обычно применяется не один метод, а система соподчиненных методов и исследовательских приемов.

1.2 Содержание выпускной квалификационной работы
     Выпускная квалификационная работа относится к категории учебно-квалификационных работ, поэтому в ней должна быть продемонстрирована не столько квалификация автора в области самостоятельного решения поставленной проблемы, сколько его способность провести законченное, методологически и методически обоснованное исследование на всех этапах исследовательской программы. Полученные данные должны быть всесторонне и глубоко проанализированы, а также интерпретированы в рамках принятой теоретической концепции.

1.3 Требования к структуре и оформлению выпускной квалификационной работы
     Выпускная квалификационная работа оформляется в соответствии с требованиями ГОСТа и должна содержать:
* Титульный лист
* Оглавление
* Введение
* Главы основной части
* Заключение
* Выводы
* Практические рекомендации (если они вытекают из содержания работы)
* Библиографический список
* Приложения
     Титульный лист является первой страницей выпускной квалификационной работы и заполняется в строгом соответствии с правилами:
* В верхнем поле дается указание на Министерство образования Российской Федерации, далее указывается полное наименование учебного заведения.
* Ниже указывается факультет и кафедра, на которой выполнена работа.
* В среднем поле дается название выпускной квалификационной работы, которое приводится без слова «тема» и не заключается в кавычки. В заглавии работы не следует допускать неопределенных формулировок, например: «Анализ некоторых вопросов...», а также штампованных формулировок типа: «К вопросу о...», «К изучению...», «Материалы к...».
* Под названием выпускной квалификационной работы указываются фамилия, имя, отчество студента. Ниже, ближе к правому краю титульного листа, приводятся фамилия и инициалы научного руководителя, а также его ученое звание и ученая степень.
* В нижнем поле указываются место выполнения выпускной квалификационной работы и год ее написания.
     После титульного листа помещается оглавление, в котором приводятся все заголовки выпускной квалификационной работы (кроме подзаголовков, которые даются в подбор с текстом) и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Сокращать или давать их в другой формулировке, последовательности и соподчиненности по сравнению с заголовками в тексте нельзя.
     Заголовки одинаковых степеней рубрикации необходимо располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещены на три-пять знаков вправо по отношению к заголовкам предыдущей ступени. Все заголовки начинаются с прописной буквы без точки на конце. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.
     Нумерация рубрик делается по индексационной системе, то есть с цифровыми номерами, содержащими во всех ступенях, кроме первой, номер как своей рубрики, так и рубрики, которой она подчинена.
     Введение предназначено для формулирования направления исследования, его цели и задач. Во введении должны быть четко сформулированы цель, задачи, гипотеза исследования, его предмет и объект, указаны методики исследования и теоретическое обоснование выбора. Как правило, во введении обосновываются актуальность выбранной проблемы и ее практическая значимость.
     Введение должно быть кратким и сжатым изложением основных идей работы. В нем должны отсутствовать подробности, связанные, например, с возникновением замысла работы или с личными переживаниями исследователя. Рекомендуемый объем введения – не более 3 страниц машинописного текста.
     Актуальность исследования. Актуальность исследования определяется прежде всего запросами практики и необходимостью научного решения выявленных проблем. Обычно актуальность исследования позволяет точно и обоснованно сформулировать проблему исследования. В соответствии с формулировкой выявленной проблемы формулируется цель исследования.
     Цель исследования – это научное решение сформулированной проблемы. Цель исследования, как правило, лежит за границами исследования. Предпочтительно не ограничивать цель исследования «изучением», «описанием», «выявлением» и т.д., так как не изучение само по себе является целью исследования, но решение с помощью такого изучения вполне определенных практических задач. Цели работы могут быть разнообразными, например:
     Разработка рекомендаций для….
     Организация профилактических мероприятий для….
     Обеспечение эффективности ….
     Разработка психокоррекционных (тренинговых) программ в ….
     Предложенный перечень целей достаточно условен и характеризует общие направления исследований, в конкретном исследовании различные направления могут пересекаться и представлять собой единую, интегрированную цель.
     Задачи исследования. Постановка задач исследования - это своего рода обозначение этапов исследования, выбор путей и средств достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели. Соответственно, в работе может быть поставлено несколько задач.
     Обязательным элементом введения является формулировка объекта и предмета исследования в соответствии с методологическими требованиями и принципами.
     Предмет исследования. Предметом профессиональной деятельности специалиста являются теоретически определённые феномены жизнедеятельности (психические процессы и состояния, индивидуальные и межличностные особенности, социально-психологические феномены, проявляющиеся в различных областях человеческой деятельности). Предмет исследования - это всегда определенные свойства объекта, их соотношения, зависимость объекта и свойств от каких-либо условий. Предметом исследования могут быть явления в целом, отдельные их стороны, аспекты и отношения между отдельными сторонами и целым. К предмету исследования в психологии относятся психические процессы, свойства, психологические характеристики человека, психические состояния, поведенческая, когнитивная, эмоциональные сферы, виды деятельности и общения, а также взаимосвязи и взаимовлияния их друг на друга, взаимосвязи с другими уровнями и внутри одного уровня психической организации человека и т.д.
     Объект клинической психологии – человек с трудностями адаптации и самореализации, связанными с его физическим, психическим или социальным состоянием. Объектом психологического исследования может быть пациент (клиент), группа пациентов, терапевтическая группа, семья, коллектив. При описании объекта исследования указывается количество обследованных, их возраст, пол и другие клинико-психологические характеристики, важные для понимания изучаемого явления, например, наследственная отягощенность и длительность расстройства.
     Например, целью исследования может стать повышение эффективности тренинговых мероприятий. Предмет исследования – поведенческие навыки участников тренинговых групп. Соответственно объектом исследования будут носители этих навыков, то есть участники тренинговой группы.
     Гипотеза исследования. Гипотеза – это утверждение (суждение), соответствие которого действительности необходимо проверить в ходе исследования, с помощью его результатов. Гипотеза может быть подтверждена результатами исследования, а может быть опровергнута, что также является научным результатом. Например, выдвигается гипотеза о том, что некая модификация методики коррекции позволит повысить ее эффективность, однако в ходе проведенного исследования данная гипотеза не получила надежного доказательства. Для того чтобы это было возможно, гипотеза должна быть сформулирована точно и однозначно. Не следует выносить на анализ несколько гипотез, даже логически связанных друг с другом. Множество гипотез, как правило, невозможно ни доказать ни опровергнуть в ходе планируемого исследования.
     Основная часть работы, как правило, состоит из  нескольких глав, чаще всего из трех-четырех глав. Каждая глава имеет целевое назначение и в определенной мере является основой последующей. Основной текст обычно включает обзор литературы по выбранной теме, описание организации собственных исследований, описание полученных результатов, заключение, выводы и рекомендации. К основному тексту относится также и список литературы, которая была прочитана и проанализирована в процессе работы.
    Первая глава. Первая глава выпускной квалификационной работы представляет собой аналитический обзор по проблеме исследования. Задача такого обзора заключается в необходимости определения проблемной области по теме избранного исследования и обосновании его. Аналитический обзор научной литературы является исследовательским процессом, поэтому он не может быть ограничен простым цитированием множества авторов, разрабатывающих ту же проблему.
     Обзор служит более четкому представлению теоретических достижений в избранной проблемной области, формулированию неразрешенных проблем или выявленных противоречий и обоснованию собственных задач и методов исследования. План аналитического обзора научной литературы должен соответствовать цели исследования и является одной из его задач.
     В научной литературе не принято местоимение «я» со всеми его производными. Ссылки на научные публикации следует оформлять в соответствии с требованиями ГОСТ, где предусмотрены варианты представления источников: нумерация, алфавитный список.
     Аналитический обзор заканчивается уточнением задач исследования, более четкой формулировкой гипотезы исследования. Первоначальная гипотеза может измениться на основании данных, почерпнутых из литературных источников. Кроме того, аналитический обзор может заканчиваться обоснованием собственного подхода к изучению выбранной проблемы.
     Вторая глава. Вторая глава посвящается изложению организации собственных исследований. Более подробно, чем во введении, описываются предмет и объект исследования. Описываются процедура исследования и условия, в которых проводились наблюдения или эксперимент. Указывается, какой характер носило исследование, индивидуальный или групповой.
     Во второй главе дается краткая характеристика методов исследования. Клинический психолог использует в своей работе большой спектр методов научного исследования: клинико-психологический (наблюдение, анамнестический метод, интервью, изучение продуктов деятельности), экспериментально-психологический (нестандартизированные и стандартизированные методы), психофизиологический, метод включенного наблюдения: «внешнего» (объективного) и «внутреннего» (самонаблюдения) и ряд других. Выбор программы психологического исследования зависит от конкретных задач, клинических и социально-демографических характеристик обследуемых и др.
     Навыки научного исследования при проведении патопсихологического, нейропсихологического исследования, исследования в области психосоматики и психологической экспертизы, психологического консультирования, психотерапии и других направлений работы клинического психолога должны формироваться постепенно и проходить несколько этапов: от навыка поиска информации по интересующему вопросу до описания результатов экспериментально-психологической и психотерапевтической работы. Умение письменно излагать результаты психодиагностических исследований, анализировать протоколы сеансов психотерапии, писать научные статьи, рефераты, диссертации отражают профессионализм клинического психолога.
     Во второй главе обосновывается выбор используемых методик. Указывается их назначение. При характеристике методик обязательно указываются авторы, а также, если методика зарубежная, приводятся сведения о ее апробации и адаптации на отечественной популяции (указываются учреждение и авторов).
     При перечислениях (включая методики, ключевые характеристики, выводы) и любом изложении по пунктам предпочтительно ставить номера. Это придает работе четкость и структурированность.
     Вторая глава содержит указания на использованные методы статистической обработки эмпирического материала. Необходимо уделить внимание обоснованию выбора статистических процедур. Назначение использования статистических исследований – это подтверждение или опровержение выдвигаемых в ходе исследования гипотез. Вне этой задачи самостоятельного интереса статистические методы не представляют. Выбор же методик статистического анализа определяется прежде всего теорией статистического оценивания.
     Типичным заблуждением при выполнении клинико-психологических исследований является представление о том, что достоверность и надежность выводов по результатам статистического анализа обеспечивается лишь объемом выборки. В действительности аппарат математической статистики достаточно глубоко разработан и содержит в себе процедуры анализа малых выборок, различные способы оценивания связей признаков, их группирования и систематизации. Поэтому выбор моделей статистического анализа эмпирических данных следует тщательно обосновать, дабы выводы, а они, как правило, иллюстрируются статистическими данными, имели понятное происхождение. Данные статистической обработки должны быть оформлены или в виде таблицы, а лучше в виде графиков или диаграмм, так или иначе оформление этого материала должно соответствовать принятым требованиям.
     Третья глава. В третьей главе излагаются результаты собственных исследований. Глава может иметь несколько подразделов. Каждому подразделу присваивается свой рубрикационный номер и дается собственное название. Логика описания результатов должна соответствовать логике постановки задач исследования и должна подводить к достижению поставленной цели. Подразделы могут заканчиваться выводами. Это позволяет освободить основные от выводов второстепенных, которые тем не менее важны для понимания сущности изучаемого явления. Промежуточные выводы подготавливают автора к написанию заключения о работе и формулировке основных выводов по всему проведенному исследованию.
     Выводы должны строго соответствовать задачам и гипотезе, каждая задача должна так или иначе найти отражение в выводах. Выводы должны быть содержательными и убедительными, могут включать цифры, должны быть пронумерованы. Выводы – это краткая презентация результатов выполненного исследования.
     Заключение. В заключении следует кратко изложить замысел, обоснование направления, ход проведенного исследования и полученные результаты. Заключение пишется в свободном стиле и может содержать перспективы дальнейшей работы в том виде, какими их представляет автор. Однако оно должно быть непосредственно связано с темой исследования. В заключении дается оценка содержания работы с точки зрения соответствия целям исследования и подтверждения гипотезы.
     Заключение включает перечень результатов исследования, которые не сопровождаются математическими частностями. Дается их содержательный смысл. Отмечается, были ли результаты известны ранее, кем получены, соответствуют ли известным ранее, противоречат или дополняют их. Как и всякое заключение, эта часть работы носит форму систематизации изложенной в основной части научной информации. Здесь содержится так называемое «выводное» знание, которое является новым по отношению к исходному знанию. Именно оно выносится на обсуждение и оценку научной общественности в процессе публичной защиты работы.
     Это выводное знание не должно подменяться механическим суммированием выводов в конце глав, представляющих краткое резюме, а должно содержать то новое, существенное, что составляет итоговые результаты исследования, которые часто оформляются в виде некоторого количества пронумерованных абзацев. Их последовательность определяется логикой построения исследования. Заключительная часть предполагает также наличие обобщенной итоговой оценки проделанной работы. При этом важно указать, в чем состоит ее главный смысл, какие важные побочные результаты получены, какие новые научные задачи встают в связи с проведением исследования.
     Заключение может включать в себя и практические предложения, что повышает ценность теоретического материала. Но такие предложения должны обязательно исходить из круга работ, проведенных лично автором работы и внедренных на клинической базе.
     Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, можно утверждать, что заключительная часть работы представляет собой не простой перечень полученных результатов проведенного исследования, а их итоговый синтез, т.е. формулирование того нового, что внесено ее автором в изучение и решение проблемы. Заключение предполагает осмысление материала на более высоком уровне обобщения, с точки зрения проблемы, поставленной в исследовании. Подобное осмысление приводит к основным выводам. Кроме того, в заключении намечаются возможные перспективы исследования.
     Рекомендации. Рекомендации предполагают конкретные указания на способы использования полученных результатов. Рекомендации имеют конкретного адресата. Например, они могут быть даны школьному психологу, родителям, приемно-отборочной комиссии  и т.д.
     Список использованной литературы. После заключения, выводов и рекомендаций приводится список использованной литературы. Каждый включенный в такой список литературный источник должен иметь отражение в тексте выпускной квалификационной работы.
     Приложение. Выпускная квалификационная работа может иметь и приложение. Вспомогательные и дополнительные материалы, которые перегружают текст основной части работы, помещают в  приложениях. Приложение включает вспомогательный материал, таблицы вспомогательных цифровых данных, протоколы опытов, описание аппаратуры и приборов, иллюстрации вспомогательного типа Приложения располагаются в порядке появления ссылок на них в тексте основных разделов. Если приложений больше 10, то их рекомендуется объединять по темам и по видам. Например, таблицы, графики, расчетный материал и т.д.

1.4 Язык и стиль выпускной квалификационной работы
     Наиболее характерной особенностью языка письменной научной речи является формально-логический способ изложения материала. Это находит свое выражение во всей системе речевых средств. Научное изложение состоит главным образом из рассуждений, целью которых является доказательство положений, выявленных в результате исследования эмпирических фактов.
     Для научного текста характерна смысловая законченность, объективность, целостность и связанность. Важнейшим средством выражения логических связей являются здесь специальные функционально-синтаксические средства связи, указывающие на последовательность развития мысли, противоречивые отношения, причинно-следственные отношения, логический переход от одной мысли к другой, итог, вывод. Особенностью языка научного текста отсутствие экспрессивной лексики. Следует избегать также двусмысленных слов и определений, таких как «очень редко…», «психологами нашего Центра…», «некоторая часть выборки…»  и т.д. В целом, описывая результаты исследования, предпочтительно заменять термины «испытуемые» и «выборка» более описательными терминами – «участники», «пациенты», «дети», «учащиеся».
     Руководство по оформлению публикаций американской психологической ассоциации дает следующие рекомендации к стилю и языку изложения: «Понятный, хороший стиль должен быть ясным в выборе слов, точным в представлении идей, экономичным в выразительных средствах, гладким и уважительным к читателю. Хороший автор должен побуждать читателей к чтению, поощрять их двигаться дальше и делать их задачу приятной, ведя от идеи к идее при помощи ясного изложения мысли и логического развития темы».
    
1.5 Рецензирование и защита выпускной квалификационной работы
     Выпускная квалификационная работа представляется на кафедральном совещании не позднее, чем за 1 месяц до назначенного срока ее защиты. Кафедра рассматривает выпускную квалификационную работу, отзыв научного руководителя, рассматривает вопрос о рекомендации работы к защите на заседании ГАК и назначает рецензента. Рассмотрение выпускной работы на кафедре проводится в виде предзащиты и предусматривает выступление студента с докладом по итогам проведенного исследования.
     В отзыве научного руководителя должно быть изложено общая оценка качества проделанной работы с точки зрения актуальности заявленной проблемы, теоретического анализа и практических рекомендаций, характеризует взаимодействие научного руководителя с исполнителем работы. Рецензент назначается из числа преподавателей кафедры  клинической психологии или других кафедр психолого-педагогического факультета, научные интересы которых близки к теме работы.
     В рецензии аргументировано излагаются актуальность и новизна проблемы исследования, оценивается качество (новизна, теоретическая проработанность, практическая полезность) полученных результатов, соответствие предмета, объекта и методов исследования заявленной теме, оценивается степень владения студентом необходимым теоретическим и практическим материалом. Как правило, отзыв рецензента содержит критические замечания о недостатках работы. В рецензии должно быть высказано мнение рецензента о соответствии выпускной квалификационной работы специальности «клиническая психология».
     В ГАК выпускная квалификационная работа представляется с отзывами научного руководителя и рецензента не позднее, чем за десять дней до даты защиты. Защита выпускной квалификационной работы происходит на заседании Государственной аттестационной комиссии.
     Защита выпускной квалификационной работы происходит публично и содержит:
* доклад студента не более 10 минут,
* ответы на вопросы присутствующих,
* выступление научного руководителя,
* выступление рецензента (допускается зачтение отзывов руководителя и рецензента),
* открытое обсуждение работы.
     Результаты защиты обсуждаются на закрытом заседании членов ГАК, где выставляется оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно), которая сообщается защищающим диплом студентам в завершении совещания.

1.6 Критерии оценки выпускной квалификационной работы
     Выпускная квалификационная работа оценивается на «отлично», если студент показал глубокое владение материалом, хорошие навыки исследовательской работы, умение грамотно и аргументировано презентовать результаты работы, в том числе и в процессе защиты, а сама работа содержит качественные научные результаты.
     Работа оценивается на «хорошо», если содержит некоторые неточности, не влияющие на основные результаты работы. Оценка «отлично» может быть снижена до «хорошо», если студент нечетко изложил результаты работы в своем докладе, неубедительно отвечал на вопросы в процессе защиты.
     Выпускная квалификационная работа оценивается на «удовлетворительно», если студент показал удовлетворительный уровень владения материалом, продемонстрировал навыки исследовательской работы, однако сама работа имеет существенные недостатки в области качества анализа и интерпретации эмпирических данных или теоретического освещения проблемы.
     Выпускная квалификационная работа оценивается на «неудовлетворительно», если студент не владеет навыками исследовательской работы, эмпирические данные явно недостаточны и не раскрывают предмет исследования, а теоретический анализ носит формальный, поверхностный или неадекватный характер.
     В случае неудовлетворительной оценки (а также в случае, когда кафедра не рекомендует работу к защите), выпускная квалификационная работа может быть доработана и представлена к защите через год (с повторением заново процедуры предоставления и защиты).

Категория: Студентам кафедры | Просмотров: 1337 | Добавил: clinicpsy | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: