Концепция развития кафедры
Упрочение и развитие достижений кафедры:
1 сентября 2013 года на психолого-педагогическом факультете университета функционирует новое структурное подразделение – кафедра клинической психологии и психологической помощи, организованное силами и средствами соответствующих упразднённых кафедр (кафедры клинической психологии и кафедры психологической помощи).
Реализация на базе одного структурного подразделения принципиально различных форм высшего профессионального образования: специалитета, магистратуры, профессиональной переподготовки и повышения квалификации, аспирантуры, докторантуры представляет собой сложную методическую и организационную задачу и требует новых нетривиальных решений.
За период своего функционирования кафедры клинической психологии сформировалась в организованное научно-учебное структурное подразделение, осуществлявшее в числе 8 по всему университету подготовку в рамках специалитета, были заложены и разработаны научные направления, сформировались определённые традиции организации учебной, научной, воспитательной работы.
Научно-исследовательская и педагогическая деятельность кафедры не осталась незамеченной: на кафедре были открыты аспирантуры и докторантуры по двум психологическим специальностям, сотрудники кафедры вошли в состав экспертов Минобразования и различных общественных объединений, кафедра тесно сотрудничает со средствами массовой информации: прессой и телевидением, поддерживает собственный сайт в интернете. Наконец, научно-педагогическая школа кафедры "Методология и методы медико-психологического обеспечения адаптации человека в непривычных условиях жизнедеятельности" включена в Реестр ведущих научных и научно-педагогических школ Санкт-Петербурга.
Всё это определяет необходимость дальнейшего развития учебной, воспитательной и научно-исследовательской работы в данном направлении, обеспечения преемственности научно исследовательских работ разного уровня (НИРС, диссертационные работы, научные исследования сотрудников кафедры) в рамках тематики развиваемой научно-педагогической школы.
В последние годы активность научно-исследовательской работы кафедры, была поддержана и государственными заказами, и грантами (Президентским и РГНФ), внебюджетными средствами из других источников. Только в текущем году на кафедре выполнялись 4 научно-исследовательских проекта, поддержанных грантами, одно исследование по заказу Министерства образования и науки. Важным условием развития данного направления стало широкое вовлечение в научно-исследовательские проекты профессорско-преподавательского состава, аспирантов, магистрантов и студентов кафедры как основы для обеспечения целостного образовательного и научно-исследовательского процесса.
Перспективным направлением развития кафедры является взаимодействие с учреждениями здравоохранения, социальной помощи, образования в рамках научного и практического сотрудничества, реализации волонтерских проектов, а также практико-ориентированного обучения. Такая работа уже развёрнута: кафедра участвует в приоритетном городском проекте «инклюзивное обучение», курирует сеть волонтёрских организаций – «Дети ждут», организует шефскую помощь специализированным интернатам для детей с нарушениями развития. Задачей становится вовлечение обучаемых на кафедре специалистов в эту деятельность и реализации в ней своих знаний, умений, навыков, выполнения квалификационных работ, научных исследований.
Важным направлением развития научного и образовательного потенциала кафедры является развитие Лаборатории «Психология здоровья», которая не только обеспечивает учебный процесс по циклу естественно-научных дисциплин, но и активно участвует в выполнении НИР, в рамках которых приобретены современные средства психофизиологической диагностики.
Кафедрой разработаны и реализуются программы дополнительного образования и профессиональной переподготовки и эти программы неизменно выигрывают тендеры государственного заказа на подготовку специалистов – психологов.
В течение уже 5 лет кафедрой организован и регулярно проводится Научно-методический семинар, позволяющий в рамках диалога специалистов разных направлений гуманитарного знания обсуждать актуальные методологические проблемы психологии, пробуждать интерес к новым научным направлениям. Семинар способствует междисциплинарному взаимодействию, установлению контактов с ведущими специалистами и учреждениями в области психологии, философии, медицины, биологии.
Изданы уже два тома стенограмм этих семинаров, которые пользуются неизменным спросом по всей России.
Были проведены две всероссийские конференции с международным участием, посвящённые проблемам интеграции науки и практики, последняя конференции была организована и проведена силами молодых учёных.
В связи с объединением кафедры с кафедрой психологической помощи открываются новые возможности совершенствования научно-образовательной деятельности структурного подразделения, но и возникает множество разнообразных проблем, требующих последовательного решения.
Новая кафедра – это прежде всего профессорско-преподавательский состав, специалисты – носители разных школ, традиций, практического опыта. Но при всё этом разнообразии, системообразующим фактором должна являться общая тематика научно-педагогической деятельности: проблема медико-психологического обеспечения деятельности человека в самых разных условиях, будь то учебная деятельность ребёнка в системе образования, профилактика психических расстройств среди молодёжи, профессиональный психологический отбор специалистов для работы в особых условиях, наконец, популяризация научных психологических знаний среди населения.
И в связи с этим актуальной становится задача выработки общих концептуальных оснований, которые позволили бы обеспечить целостность образовательного и научно-исследовательского процесса, связующего специалитет, магистратуру, аспирантуру и докторантуру по двум специальностям, а также дополнительное образование.
Такие концептуальные основы должны представить научные обоснования основным направлениям деятельности практического психолога, таким как распознавание состояний в норме и при патологии, механизмы порождения психологических состояний, требующих помощи, показания и противопоказания к такой помощи, методические основания и технологичные практики обеспечения консультативной, коррекционной, психотерапевтической работы. Только такая организация учебного процесса позволит кафедре и впредь представлять собой единое целое, продолжающее и развивающее ведущую научно-педагогическую школу.
Задачи в образовательном процессе
Кафедрой разработаны и реализуются программы дополнительного образования: курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Представляется важным развитие системы краткосрочных курсов повышения квалификации для школьных психологов, психологов системы социального обеспечения, силовых ведомств и взаимодействие в этом направлении с органами государственного управления для получения соответствующих заказов.
Особой задачей развития является разработка совместных образовательных программ с кафедрой педагогики, поскольку именно в образовательном процессе намечаются, формируются и развиваются те психологические проблемы учащихся, да и учителей, которые без должного внимания перерастают уже в нарушения психического здоровья, требующие специализированной помощи.
В связи с изменением статуса аспирантуры и введением новой классификации научных специальностей кафедре предстоит пересмотреть систему подготовки аспирантов, сохранив, по возможности, специфику научных исследований в рамках медицинской психологии и психофизиологии.
Здесь уже очевидны сугубо методические проблемы достижения преемственности и содержательной взаимосвязанности дисциплин специальности, целостности образовательного процесса, выработки общих принципов в подготовке на разных уровнях высшего профессионального образования.
Кафедра ориентирована на сочетание качественной теоретической и практической подготовки, обеспечиваемой сотрудничеством кафедры с клиническими и образовательными базами.
Воспитательная работа становится важным направлением деятельности профессорско-преподавательского состава. Как представляется, такая деятельность не должна сводиться к организации досуга студентов. Образование и воспитание должны быть неразрывны, и поэтому на кафедре будут продолжать разрабатываться проекты, позволяющие реализовать задачи учебного процесса прежде всего через волонтёрскую деятельность обучающихся. Эти задачи будут последовательно решаться, что, собственно и составляет суть развития кафедры.
Вместе с тем, невозможно умалчивать о тех проблемах, решение которых предполагает заинтересованности в развитии кафедры представителей администрации университета.
Первое – это низкий уровень базовой подготовки абитуриентов, обусловленный, главным образом, тем, что основная доля мест занимается абитуриентами, имеющими законные льготы при поступлении. Иллюзий здесь питать не приходится, и если наш студент за 11 лет предыдущего обучения не освоил азов грамотности, то ожидать от него академической успешности не приходится.
Второе: кадровый состав профессорско-преподавательского состава. Стандарты третьего поколения по специальности клиническая психология предполагают согласованную работу по крайней мере специалистов трёх различных профилей: биологов, врачей и психологов. Можно, конечно, поручить психологу почитать и пересказать учебник внутренних болезней, но тогда не стоит ставить задачи по повышению качества образования. Точно так же не должен биолог пересказывать то, что ему стало понятно о структуре личности и мотивах деятельности.
И упрочившаяся уже на факультете практика решения задач оптимизации способом пропорций не представляется ни оптимальной, ни обоснованной.
Особенно болезнен вопрос сохранения совместитетелей – преподавателей, обеспечивающих на собственных базах практическую подготовку студентов. Других законных оснований для сотрудничества с необходимыми учреждениями у нас нет и не будет.
Наконец, назрела уже необходимость более гибких решений при формировании штатной структуры кафедры под задачи учебных планов и организации учебного процесса.
Вот таковы основные направления развития кафедры клинической психологии и психологической помощи, которые, однако, в условиях перманентной неопределённости перспектив рискуют так и остаться концепцией.