Итоги конференция молодых ученых "Клиническая психология. Наука и практика: пути интеграции"
19 сентября – 20 сентября 2013 г. в Российском государственном педагогическом университете состоялась первая Всероссийская (с международным участием) научно-практической конференции молодых ученых «Клиническая психология. Наука и практика: пути интеграции», организованная кафедрой клинической психологии и психологической помощи.
Идея конференции возникла в процессе регулярного обсуждения на кафедре научно-исследовательских работ студентов, аспирантов и соискателей.
Кафедра является молодой не только по собственному возрасту (фактически она возникла в 2013 году, объединив кафедру клинической психологии и кафедру психологической помощи), но и по составу коллектива: на её базе осуществляют научно-исследовательскую и педагогическую работу более 35 аспирантов.
Кроме того, кафедра остается единственной на психолого-педагогическом факультете, реализующей профессиональную подготовку в форме специалитета, что связано с более глубокой (чем остальных отраслей психологии) укорененностью клинической психологии в естественно-научных знаниях, спецификой практических задач, решаемых клиническим психологом, типичностью междисциплинарного характера исследований в данной области. Профессорско-преподавательский состав кафедры представлен не только психологами (с разной специализацией), но и специалистами в области биологических, медицинских наук, поэтому неизменно на повестке дня стоят проблемы методологии, сформирована и поддерживается в рамках городского научно-методического семинара традиция научных дискуссий по самым разным аспектам человекознания.
Подготовка к конференции осуществлялась в течение года, собственными силами и по личной инициативе сотрудников кафедры (отдельная благодарность - доценту кафедры - Елене Дмитриевне Глуховой).
Конференция молодых ученых стала логическим продолжением профессионального диалога (полилога), инициированного кафедрой через организацию Международной научно-практической конференции «Клиническая психология: теория, практика, обучение» в 2009 году. Как и четыре года назад, нынешняя конференция стала местом встречи и взаимообогаюащего общения специалистов разных направлений, психологов, сочетающих научно-исследовательскую и практическую работу в системе здравоохранения, образования, социальной помощи населению.
География участников была представлена очень широко и разнообразно: от Владивостока до Калининграда, от Архангельска до Барнаула. В конференции приняли участие более 100 молодых ученых из Санкт-Петербурга, Москвы, Киева, Курска, Уфы, Саратова, Екатеринбурга, Новосибирска, Волгограда, Тулы и многих других городов.
По результатам конференции был издан сборник материалов (в двух частях).
Открытие конференции состоялось в Голубом зале Студенческого дворца культуры. В приветственном слове проректор по учебной работе Василий Антонович Рабош отметил возрастающую значимость клинико-психологического знания в связи с актуальностью проблем охраны психического здоровья населения.
Со словами приветствия, а также докладами, посвященными фундаментальным проблемам современной клинической психологии, выступили ведущие специалисты Санкт-Петербурга и России – заведующие кафедрами, главные научные сотрудники учреждений, профилирующихся в области клинической психологии (проф. А.Н. Алёхин, проф. Л.И. Вассерман, проф. О.Ю. Щелкова, проф. Э.Г. Эйдемиллер, проф. С.Л. Соловьева, проф. И.М. Никольская, проф. Ю.К. Родыгина, проф. Е.В. Змановская и др.).
Работа в секциях под совместным председательством заслуженных профессоров и молодых ученых проходила в Голубом зале и аудиториях психолого-педагогического факультета. Тематика работы секций определялись ведущими направлениями деятельности и практическими задами клинической психологии в здравоохранении и образовании.
Особое внимание в секционной работе первого дня конференции было уделено проблемам охраны психического здоровья детей и подростков. На конференции были представлены и обсуждены доклады, посвященные теоретическому обоснованию и практике реализации программ профилактики и коррекции отклоняющегося психического развития и девиантного поведения. Как показала конференция, наибольший интерес молодых ученых привлекает сохраняющая свою высокую медико-социальную значимость проблема аддиктивного поведения и аддиктивных расстройств среди молодежи. Вопросам использования методов психологического вмешательства в процессе реабилитации лиц с аддиктивными расстройствами был посвящен и один из мастер-классов второго дня конференции (ведущий – проф. С.А. Кулакова).
Первый день конференции завершился открытой лекции Людвига Иосифовича Вассермана (доктор медицинских наук, профессор, главный научный сотрудник лаборатории клинической психологии и психодиагностики СПб НИПНИ им В.М. Бехтерева, профессор кафедры медицинской психологии и психофизиологии СПбГУ), посвященной истории развития Санкт-Петербургской (Ленинградской) школы медицинской психологии. Лекция содержала не только редкие и крайне интересные сведения о первых десятилетиях становления медицинской психологии в стенах Психоневрологического института им. В.М. Бехтерева, об идейных первопроходцах и организаторах науки, но и призыв к возрождению духа преемственности и традиций отечественной школы медицинской психологии, осмыслению и переосмыслению идей, озвученных классиками, их научного и практического опыта.
Тема преемственности, необходимости методологической рефлексии и опоры на лучшие образцы естественно-научного знания стала ключевой в лекции Анатолия Николаевича Алёхина – заведующего кафедрой клинической психологии РГПУ им. А.И. Герцена. Лекция открыла второй день конференции и вызвала живой отклик среди молодых исследователей. Работа продолжилась на мастер-классах ведущих специалистов и секционных заседаниях.
Результаты обсуждения итогов конференции были обобщены в резолюции.
Резолюция
Преамбула
Участники конференции единодушно заявляют, что значение клинической психологии в современной общественной практике чрезвычайно велико и будет возрастать. Задачи охраны психического здоровья населения, профилактики психогенных психических расстройств, нарушений психической адаптации, поведенческих отклонений и аномалий психического развития настоятельно требуют разработки современных технологий психологической помощи.
Вместе с тем теоретические основания такой помощи остаются недостаточно разработанными. Эклектичность, разобщенность, размытость границ между научным и псевдонаучным знанием препятствуют конструктивному взаимодействию специалистов и формированию адекватной профессиональной идентичности клинических психологов.
Участники отмечают слабую связь существующих теорий и практики клинической психологии, разрыв между тематикой и содержанием научных исследований и реальными задачами оказания психологической помощи в системе здравоохранения, образования, социальной помощи.
Развитию современной клинической психологии как науки и как практики препятствуют слабая ориентированность молодых исследователей на традиции и опыт, накопленный в сфере клинико-психологических исследований, недостаточные критичность, консерватизм и закрытость профессиональных групп. Слабо развита и оформлена профессиональная коммуникация молодых ученых, обеспечивающая обмен опытом, в том числе в рамках реализации совместных (в том числе междисциплинарных) научных исследований.
Выводы
Первоочередными задачами профессионального сообщества клинических психологов являются:
- реализация мер интеграции, обеспечивающих профессиональное взаимодействие и обмен опытом среди молодых специалистов клинических психологов (организация семинаров и круглых столов по актуальным проблемам клинической психологии, использование профессиональных электронных ресурсов и специализированных печатных изданий, развитие профессионального общения и кооперации с использованием современных информационных технологий).
- сохранение и развитие традиций в сфере клинико-психологических исследований, обеспечение баланса преемственности и инновационности в данной области.
- систематическая работа по укреплению научного статуса клинической психологии, ее отмежеванию от псевдонаучных направлений, «поп-психологии».
- интеграция теоретических и практических аспектов клинической психологии путем концептуального оформления накопленного практического опыта и обеспечения практического внедрения обоснованных концептуальных разработок.
Решение
- Учредить ежегодный статус конференции по проблемам клинической психологии в России, очередную конференцию организовать на базе ГБОУ ВПО «Саратовский государственный медицинский университет им. В. И. Разумовского».
- Создать специальный сетевой ресурс для коммуникации молодых специалистов.
- Организовать и провести конкурс на лучшую теоретическую работу по клинической психологии в 2014 году. Срок – сентябрь 2014 года. Ответственный – кафедра клинической психологии и психологической помощи РГП У им А.И. Герцена.
***
В целом конференция прошла в атмосфере заинтересованного во многом неформального диалога, научного творчества. В ходе работы конференции были высвечены ключевые проблемы современной клинической психологии, наиболее актуальные направления исследований и, что представляется наиболее важным, определены пути интеграции как в науке, так и среди самих молодых исследователей, от профессионализма и личных качеств которых зависит будущее клинической психологии.