Лаборатория "Психология здоровья"
Лаборатория "Психология здоровья" является структурным подразделением кафедры клинической психологии. В задачу Лаборатории входит разработка и внедрение
программ психологической профилактики и коррекции нарушений психической
адаптации у подростков, расширение научных контактов и
координационных связей с учреждениями здравоохранения, образования и
социальной помощи населению.


кандидат психологических наук
Бортникова Елена Геннадьевна
Заместитель руководителя Лаборатории
Чернорай Анна Владимировна
1. О ЛАБОРАТОРИИ
1.1 Лаборатория «Психология здоровья» (далее – Лаборатория) является структурным научно-методическим подразделением кафедры клинической психологии психолого-педагогического факультета Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена (далее – ГОУ ВПО «РГПУ им. А. И. Герцена»).
1.1.1. Лаборатория создана в соответствии с Уставом РГПУ и решением Ученого Совета психолого-педагогического факультета (Пр. №5 от 27.12.2001г.)
1.1.2. Лаборатория является необособленным структурным подразделением кафедры клинической психологии психолого-педагогического факультета, осуществляя общее научно-методическое руководство процессов практических лабораторных занятий.
1.2 В своей деятельности Лаборатория руководствуется действующими нормативно-правовыми актами Российской Федерации, внутренними приказами и распоряжениями ГОУ ВПО «РГПУ им. А. И. Герцена» и настоящим положением.
1.3 Лаборатория подчиняется заведующему кафедрой клинической психологии психолого-педагогического факультета ГОУ ВПО «РГПУ им. А. И. Герцена».
1.4 Лабораторию возглавляет заведующий лабораторией, назначаемый и освобождаемый от должности заведующим кафедрой клинической психологии психолого-педагогического факультета ГОУ ВПО «РГПУ им. А. И. Герцена».
1.4.1. Обязанности заведующего Лабораторией определяются должностной инструкцией, утвержденной в установленном порядке.
1.5. Лаборатория осуществляет свою деятельность на основе использования бюджетных средств ГОУ ВПО «РГПУ им. А. И. Герцена» в пределах штатного расписания, доходов от грантовой деятельности и иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
II. Цель и задачи
2.1 Целью Лаборатории является проведение научно-методических, теоретических и экспериментальных исследований по актуальным проблемам медицинской (клиинческой) психологии.
2.2. Задачами Лаборатории являются:
2.2.1. Создание и апробация методов медико-психологических исследований;
2.2.2. Медико-психологическое обеспечение и сопровождение деятельности органов здравоохранения, образования, внутренних дел и др.;
2.2.3. Разработка совместно с соответствующими учреждениями целеполагающих исследовательских программ и иных документов (концепций, проектов, предложений и др.), относящихся к предмету медицинской психологии, психокоррекции и психотерапии;
2.2.4. Установление долгосрочных связей с научными и образовательными учреждениями в области медицинской психологии, психокоррекции и психотерапии.
2.3. Обеспечение выполнения целей и задач осуществляется посредством работы Лаборатории в трех направлениях научного, прикладного и практического при их системной организации.
2.3.1. Научное направление предполагает разработку методологических проблем в области клинической психологии. Основной функцией этого направления является осуществление теоретических и экспериментальных исследований.
2.3.2. Прикладное направление предполагает обеспечение учебно-методического процесса профессиональной подготовки специалистов, создание учебных пособий.
Данное направление предполагает знакомство студентов с методами экспериментально-психологического исследования физиологии высшей нервной деятельности, физиологии сенсорных систем, личности и эмоций, посредством полиэлектронейрографии.
2.3.3. Практическое направление обеспечивается посредством организации внешних связей педагогами, психологами и специалистами других служб и на базе медицинских и педагогических учреждений. Задачи практического направления:
- обеспечение учащихся базами для проведения научно-исследовательской работы, осуществляется за счет установления контактов с различными медицинскими и образовательными учреждениями;
-обеспечение учащихся базами для прохождения учебно-производственной практики, осуществляется за счет установления контактов с различными медицинскими и образовательными учреждениями;
- организация обмена опытом и разработками на основе творческого сотрудничества, семинаров, конкурсов, выставок, конференций по профильным проблемам в образовании.
2.3.4. Развитие прикладного и практического направлений Лаборатории зависит от развития ее научного направления, определяющего основную теоретическую базу, на ее основе создается концепция Лаборатории.
Основное научное направление Лаборатории:
РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ
НАРУШЕНИЙ ПСИХИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ У ПОДРОСТКОВ
Общая программа исследования:
1. Исследование проявлений, распространенности и психосоциальных факторов риска нарушений психической адаптации у подростков.
1.1. Разработка психодиагностических критериев донозологических форм нарушений психической адаптации у подростков.
1.2. Исследование клинико-психологических и социально-психологических механизмов формирования нарушений психической адаптации у подростков.
1.3. Исследование предикторов и динамики формирования нарушений психической адаптации у подростков.
2. Разработка методического обеспечения психологической диагностики и коррекции нарушений психической адаптации у подростков.
2.1. Разработка методики экспресс-диагностики нарушений психической адаптации у подростков.
2.2. Разработка и апробаций программы психологической коррекции донозологических форм нарушений психической адаптации у подростков.
1. Исследование проявлений, распространенности и психосоциальных факторов риска нарушений психической адаптации у подростков.
Задача 1.1. Разработка психодиагностических критериев донозологических форм нарушений психической адаптации у подростков:
• Клинико-психологическое исследование характера и степени выраженности проявлений нарушений психической адаптации на психофизиологическом, психическом и социально-психологическом уровнях у подростков – учащихся 6-10 классов.
• Выделение форм нарушений психической адаптации у школьников подросткового возраста. Решение задачи предполагает выделение в базе клинико-психологических данных (данных опросов, анкетирования, методики «Незаконченные предложения») методами многомерной статистики (кластерного анализа) симптомокомплексов нарушенной психической адаптации в разных возрастных группах подростков, их уровневый и качественный анализ.
Задача 1.2. Исследование клинико-психологических и социально-психологических механизмов формирования нарушений психической адаптации у подростков.
Решение задачи предполагает углубленный анализ и сравнительное исследование:
• клинических,
• индивидуально-психологических и
• социально-психологических характеристик
подростков с нарушениями психической адаптации (в том числе при выделенных формах нарушений) и подростков без нарушений психической адаптации с использованием клинико-психологического и экспериментально-психологического методов.
По результатам обследования выделяются «мишени» психологической коррекции (формирования).
Методическое обеспечение разрабатывается по результатам первичных исследований (Задача 1.1.)
Задача 1.3. Исследование предикторов и динамики формирования нарушений психической адаптации у подростков.
Решение задачи предполагает динамическое наблюдение подростков – учащихся 6-10 классов – их ежегодное обследование с целью выявления первых признаков, основных предикторов, закономерностей развития нарушений психической адаптации.
2. Разработка методического обеспечения психологической диагностики и коррекции нарушений психической адаптации у подростков.
2.1. Разработка методики психологической экспресс-диагностики нарушений психической адаптации у подростков:
Задача 2.1.1. Разработка стимульного материала методики на основании результатов опроса подростков, родителей и учителей (см. Задачу 1.1.).
Задача 2.2.2. Обследование групп подростков с применением стимульного материала и выделением диагностически значимых вопросов методики.
Задача 2.2.3. Оценка валидности методики в массовых обследованиях подростков.
2.2. Разработка и апробация программ психологической коррекции выделенных форм нарушений психической адаптации у подростков разных возрастных групп.
В рамках общего научного направления реализуются частные научно-исследовательские программы, направленные разработку технологий психологической профилактики нарушений адаптации у отдельных подгрупп подростков:
- подростки в условиях экзаменационного стресса;
- подростки, воспитывающиеся в условиях семейной депривации;
- подростки с нарушениями здоровья;
- подростки групп "социального риска".
Лабораторией установлены координационные связи и организована совместная работа со следующими учреждениями:
• Психоневрологический диспансер (ПНД №2)
• Городская психиатрическая больница им. академика И.П. Павлова
• Детская городская больница №1
• ГОДУ № 2 Кировского района
• ГДОУ № 15 Петроградского района
• Городская наркологическая больница
• Психиатрическая больница Св. Николая Чудотворца
• НИИ им. В.М. Бехтерева
• ППМС - центр Кировского района
Научно-исследовательские программы Лаборатории реализуются на базах:
• ГОУ Средняя Общеобразовательная школа № 379 Кировского района
• ГОУ Средняя Общеобразовательная школа № 256 Адмиралтейского района
• ГОУ Средняя Общеобразовательная школа № 544 Московского района
• ГОУ Средняя Общеобразовательная школа № 91 Петроградского района
• ГУ социально-реабилитационный центр «Вера»
• ГОУ г. Колпино
• Центральный научно-исследовательский рентгенорадиологический институт
• Детская поликлиника Центрального района
Лаборатория обеспечивает организационно-методическое сопровождение волонтерского движения студентов 1-4 курсов кафедры клинической психологии в социально-реабилитационном центре для подростков «Вера»