Старая версия страницы лаборатории
Лаборатория "Психология здоровья"
Лаборатория "Психология здоровья" является структурным подразделением кафедры клинической психологии. В задачу Лаборатории входит разработка и внедрение
программ психологической профилактики и коррекции нарушений психической
адаптации у подростков, расширение научных контактов и
координационных связей с учреждениями здравоохранения, образования и
социальной помощи населению.
Руководитель Лаборатории
кандидат психологических наук
Бортникова Елена Геннадьевна
Заместитель руководителя Лаборатории
Чернорай Анна Владимировна
1. О ЛАБОРАТОРИИ
I. Общие положения
1.1 Лаборатория «Психология здоровья» (далее – Лаборатория) является структурным научно-методическим подразделением кафедры клинической психологии психолого-педагогического факультета Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена (далее – ГОУ ВПО «РГПУ им. А. И. Герцена»).
1.1.1. Лаборатория создана в соответствии с Уставом РГПУ и решением Ученого Совета психолого-педагогического факультета (Пр. №5 от 27.12.2001г.)
1.1.2. Лаборатория является необособленным структурным подразделением кафедры клинической психологии психолого-педагогического факультета, осуществляя общее научно-методическое руководство процессов практических лабораторных занятий.
1.2 В своей деятельности Лаборатория руководствуется действующими нормативно-правовыми актами Российской Федерации, внутренними приказами и распоряжениями ГОУ ВПО «РГПУ им. А. И. Герцена» и настоящим положением.
1.3 Лаборатория подчиняется заведующему кафедрой клинической психологии психолого-педагогического факультета ГОУ ВПО «РГПУ им. А. И. Герцена».
1.4 Лабораторию возглавляет заведующий лабораторией, назначаемый и освобождаемый от должности заведующим кафедрой клинической психологии психолого-педагогического факультета ГОУ ВПО «РГПУ им. А. И. Герцена».
1.4.1. Обязанности заведующего Лабораторией определяются должностной инструкцией, утвержденной в установленном порядке.
1.5. Лаборатория осуществляет свою деятельность на основе использования бюджетных средств ГОУ ВПО «РГПУ им. А. И. Герцена» в пределах штатного расписания, доходов от грантовой деятельности и иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
II. Цель и задачи
2.1 Целью Лаборатории является проведение научно-методических, теоретических и экспериментальных исследований по актуальным проблемам медицинской (клиинческой) психологии.
2.2. Задачами Лаборатории являются:
2.2.1. Создание и апробация методов медико-психологических исследований;
2.2.2. Медико-психологическое обеспечение и сопровождение деятельности органов здравоохранения, образования, внутренних дел и др.;
2.2.3. Разработка совместно с соответствующими учреждениями целеполагающих исследовательских программ и иных документов (концепций, проектов, предложений и др.), относящихся к предмету медицинской психологии, психокоррекции и психотерапии;
2.2.4. Установление долгосрочных связей с научными и образовательными учреждениями в области медицинской психологии, психокоррекции и психотерапии.
2.3. Обеспечение выполнения целей и задач осуществляется посредством работы Лаборатории в трех направлениях научного, прикладного и практического при их системной организации.
2.3.1. Научное направление предполагает разработку методологических проблем в области клинической психологии. Основной функцией этого направления является осуществление теоретических и экспериментальных исследований.
2.3.2. Прикладное направление предполагает обеспечение учебно-методического процесса профессиональной подготовки специалистов, создание учебных пособий.
Данное направление предполагает знакомство студентов с методами экспериментально-психологического исследования физиологии высшей нервной деятельности, физиологии сенсорных систем, личности и эмоций, посредством полиэлектронейрографии.
2.3.3. Практическое направление обеспечивается посредством организации внешних связей педагогами, психологами и специалистами других служб и на базе медицинских и педагогических учреждений. Задачи практического направления:
- обеспечение учащихся базами для проведения научно-исследовательской работы, осуществляется за счет установления контактов с различными медицинскими и образовательными учреждениями;
-обеспечение учащихся базами для прохождения учебно-производственной практики, осуществляется за счет установления контактов с различными медицинскими и образовательными учреждениями;
- организация обмена опытом и разработками на основе творческого сотрудничества, семинаров, конкурсов, выставок, конференций по профильным проблемам в образовании.
2.3.4. Развитие прикладного и практического направлений Лаборатории зависит от развития ее научного направления, определяющего основную теоретическую базу, на ее основе создается концепция Лаборатории.
кандидат психологических наук
Бортникова Елена Геннадьевна
Заместитель руководителя Лаборатории
Чернорай Анна Владимировна
1. О ЛАБОРАТОРИИ
1.1 Лаборатория «Психология здоровья» (далее – Лаборатория) является структурным научно-методическим подразделением кафедры клинической психологии психолого-педагогического факультета Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена (далее – ГОУ ВПО «РГПУ им. А. И. Герцена»).
1.1.1. Лаборатория создана в соответствии с Уставом РГПУ и решением Ученого Совета психолого-педагогического факультета (Пр. №5 от 27.12.2001г.)
1.1.2. Лаборатория является необособленным структурным подразделением кафедры клинической психологии психолого-педагогического факультета, осуществляя общее научно-методическое руководство процессов практических лабораторных занятий.
1.2 В своей деятельности Лаборатория руководствуется действующими нормативно-правовыми актами Российской Федерации, внутренними приказами и распоряжениями ГОУ ВПО «РГПУ им. А. И. Герцена» и настоящим положением.
1.3 Лаборатория подчиняется заведующему кафедрой клинической психологии психолого-педагогического факультета ГОУ ВПО «РГПУ им. А. И. Герцена».
1.4 Лабораторию возглавляет заведующий лабораторией, назначаемый и освобождаемый от должности заведующим кафедрой клинической психологии психолого-педагогического факультета ГОУ ВПО «РГПУ им. А. И. Герцена».
1.4.1. Обязанности заведующего Лабораторией определяются должностной инструкцией, утвержденной в установленном порядке.
1.5. Лаборатория осуществляет свою деятельность на основе использования бюджетных средств ГОУ ВПО «РГПУ им. А. И. Герцена» в пределах штатного расписания, доходов от грантовой деятельности и иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
II. Цель и задачи
2.1 Целью Лаборатории является проведение научно-методических, теоретических и экспериментальных исследований по актуальным проблемам медицинской (клиинческой) психологии.
2.2. Задачами Лаборатории являются:
2.2.1. Создание и апробация методов медико-психологических исследований;
2.2.2. Медико-психологическое обеспечение и сопровождение деятельности органов здравоохранения, образования, внутренних дел и др.;
2.2.3. Разработка совместно с соответствующими учреждениями целеполагающих исследовательских программ и иных документов (концепций, проектов, предложений и др.), относящихся к предмету медицинской психологии, психокоррекции и психотерапии;
2.2.4. Установление долгосрочных связей с научными и образовательными учреждениями в области медицинской психологии, психокоррекции и психотерапии.
2.3. Обеспечение выполнения целей и задач осуществляется посредством работы Лаборатории в трех направлениях научного, прикладного и практического при их системной организации.
2.3.1. Научное направление предполагает разработку методологических проблем в области клинической психологии. Основной функцией этого направления является осуществление теоретических и экспериментальных исследований.
2.3.2. Прикладное направление предполагает обеспечение учебно-методического процесса профессиональной подготовки специалистов, создание учебных пособий.
Данное направление предполагает знакомство студентов с методами экспериментально-психологического исследования физиологии высшей нервной деятельности, физиологии сенсорных систем, личности и эмоций, посредством полиэлектронейрографии.
2.3.3. Практическое направление обеспечивается посредством организации внешних связей педагогами, психологами и специалистами других служб и на базе медицинских и педагогических учреждений. Задачи практического направления:
- обеспечение учащихся базами для проведения научно-исследовательской работы, осуществляется за счет установления контактов с различными медицинскими и образовательными учреждениями;
-обеспечение учащихся базами для прохождения учебно-производственной практики, осуществляется за счет установления контактов с различными медицинскими и образовательными учреждениями;
- организация обмена опытом и разработками на основе творческого сотрудничества, семинаров, конкурсов, выставок, конференций по профильным проблемам в образовании.
2.3.4. Развитие прикладного и практического направлений Лаборатории зависит от развития ее научного направления, определяющего основную теоретическую базу, на ее основе создается концепция Лаборатории.
Основное научное направление Лаборатории:
РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ
НАРУШЕНИЙ ПСИХИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ У ПОДРОСТКОВ
Общая программа исследования:
1. Исследование проявлений, распространенности и психосоциальных факторов риска нарушений психической адаптации у подростков.
1.1. Разработка психодиагностических критериев донозологических форм нарушений психической адаптации у подростков.
1.2. Исследование клинико-психологических и социально-психологических механизмов формирования нарушений психической адаптации у подростков.
1.3. Исследование предикторов и динамики формирования нарушений психической адаптации у подростков.
2. Разработка методического обеспечения психологической диагностики и коррекции нарушений психической адаптации у подростков.
2.1. Разработка методики экспресс-диагностики нарушений психической адаптации у подростков.
2.2. Разработка и апробаций программы психологической коррекции донозологических форм нарушений психической адаптации у подростков.
1. Исследование проявлений, распространенности и психосоциальных факторов риска нарушений психической адаптации у подростков.
Задача 1.1. Разработка психодиагностических критериев донозологических форм нарушений психической адаптации у подростков:
• Клинико-психологическое исследование характера и степени выраженности проявлений нарушений психической адаптации на психофизиологическом, психическом и социально-психологическом уровнях у подростков – учащихся 6-10 классов.
• Выделение форм нарушений психической адаптации у школьников подросткового возраста. Решение задачи предполагает выделение в базе клинико-психологических данных (данных опросов, анкетирования, методики «Незаконченные предложения») методами многомерной статистики (кластерного анализа) симптомокомплексов нарушенной психической адаптации в разных возрастных группах подростков, их уровневый и качественный анализ.
Задача 1.2. Исследование клинико-психологических и социально-психологических механизмов формирования нарушений психической адаптации у подростков.
Решение задачи предполагает углубленный анализ и сравнительное исследование:
• клинических,
• индивидуально-психологических и
• социально-психологических характеристик
подростков с нарушениями психической адаптации (в том числе при выделенных формах нарушений) и подростков без нарушений психической адаптации с использованием клинико-психологического и экспериментально-психологического методов.
По результатам обследования выделяются «мишени» психологической коррекции (формирования).
Методическое обеспечение разрабатывается по результатам первичных исследований (Задача 1.1.)
Задача 1.3. Исследование предикторов и динамики формирования нарушений психической адаптации у подростков.
Решение задачи предполагает динамическое наблюдение подростков – учащихся 6-10 классов – их ежегодное обследование с целью выявления первых признаков, основных предикторов, закономерностей развития нарушений психической адаптации.
2. Разработка методического обеспечения психологической диагностики и коррекции нарушений психической адаптации у подростков.
2.1. Разработка методики психологической экспресс-диагностики нарушений психической адаптации у подростков:
Задача 2.1.1. Разработка стимульного материала методики на основании результатов опроса подростков, родителей и учителей (см. Задачу 1.1.).
Задача 2.2.2. Обследование групп подростков с применением стимульного материала и выделением диагностически значимых вопросов методики.
Задача 2.2.3. Оценка валидности методики в массовых обследованиях подростков.
2.2. Разработка и апробация программ психологической коррекции выделенных форм нарушений психической адаптации у подростков разных возрастных групп.
В рамках общего научного направления реализуются частные научно-исследовательские программы, направленные разработку технологий психологической профилактики нарушений адаптации у отдельных подгрупп подростков:
- подростки в условиях экзаменационного стресса;
- подростки, воспитывающиеся в условиях семейной депривации;
- подростки с нарушениями здоровья;
- подростки групп "социального риска".
Лабораторией установлены координационные связи и организована совместная работа со следующими учреждениями:
• Психоневрологический диспансер (ПНД №2)
• Городская психиатрическая больница им. академика И.П. Павлова
• Детская городская больница №1
• ГОДУ № 2 Кировского района
• ГДОУ № 15 Петроградского района
• Городская наркологическая больница
• Психиатрическая больница Св. Николая Чудотворца
• НИИ им. В.М. Бехтерева
• ППМС - центр Кировского района
Научно-исследовательские программы Лаборатории реализуются на базах:
• ГОУ Средняя Общеобразовательная школа № 379 Кировского района
• ГОУ Средняя Общеобразовательная школа № 256 Адмиралтейского района
• ГОУ Средняя Общеобразовательная школа № 544 Московского района
• ГОУ Средняя Общеобразовательная школа № 91 Петроградского района
• ГУ социально-реабилитационный центр «Вера»
• ГОУ г. Колпино
• Центральный научно-исследовательский рентгенорадиологический институт
• Детская поликлиника Центрального района
Лаборатория обеспечивает организационно-методическое сопровождение волонтерского движения студентов 1-4 курсов кафедры клинической психологии в социально-реабилитационном центре для подростков «Вера»