Суббота, 20.04.2024, 01:21 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Стенограмма СНО от 12.02.2010 Часть 1.

Алёхин Анатолий Николаевич (доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой клинической психологии РГПУ им. А.И. Герцена):
В этом году мы начинаем работать с такой сложной и, на мой взгляд, основной темой для медицинской психологии – это концепт адаптации, проблема адаптации. И поскольку у нас молодое сообщество, и, значит, семинар имеет не только прагматический аспект, то есть прояснение и конструирование понятий, но и обучающие задачи, то я предлагаю придерживаться регламента – мы должны уложиться в полтора часа работы. За это время мы должны выслушать доклад, который является поводом для обсуждения, обсудить этот доклад, вынести какие-то суждения по существу доклада. План пока, по крайней мере на этот семестр, такой, что мы должны рассмотреть концепт адаптации с точки зрения существующих на сегодняшний день психологических школ и течений. То есть посмотреть, как с концептом адаптации могут соотноситься и психоаналитическая, и гуманистическая, и бихевиоральная традиция в психологии, и те системы психологии, которые разработаны и приняты научным сообществом. Что хотелось бы? Хотелось бы активного участия всех присутствующих. И опыт нашего второго семинара показывает, что здесь, видимо, должен быть такой простой регламент. Сколько нужно докладчику, Алиса?

Чижова Алиса Игоревна (аспирантка кафедры клинической психологии РГПУ им. А. И. Герцена): Ну, доклад – девять станиц.

А.Н. Алёхин: То есть десять - пятнадцать минут? Ну, двадцать минут докладчику, а значит, по десять минут мы можем предложить на обсуждение. Я имею в виду, что должно быть равное время у всех. Чтобы не было так, что кто-то увлекся идеей, а кто-то забыл про то, чем увлекся [смех в аудитории] По крайней мере, по пять минут мы должны предложить каждому желающему выступить. Вот и все мои полномочия на сегодняшний день. Потому что я глубоко убежден, что покуда мы все не будем включаться в работу, мыслительную, думательную, толку от этого не получится, поскольку прочитать то, что прочитала Алиса, любой из вас может в принципе. Просто есть вопросы, которые тот, кто готовит доклад, может упустить из поля зрения. А нам важно выявить противоречия, которые существуют в современном понимании тех концептов, которые мы изучаем, и посмотреть, можно ли эти противоречия решить. Вот в чем проблема, потому что за время тех научных и паранаучных исследований, наработок, которые прошли со времени формирования первичного концепта, его содержание исказилось. Евгений Владиславович не даст соврать. Есть представления о стрессе, которые разрабатывал Ганс Селье, и определенные были заложены туда значения, и есть представления, которые бытуют сейчас. И если мы касаемся генеза концепта, то видим, что до нас он доходит уже искаженным, теряющим свое значение, и мы начинаем работать с пустым знаком. Вот в чем суть. А с пустым знаком, как известно, можно делать все, что угодно. Поэтому нам очень важно посмотреть какие противоречия мы можем уловить в этих концептах. Как нам эти противоречия решить с тем, чтобы концепт стал рабочим инструментом. Предоставляю слово Алисе Игоревне.

А.И. Чижова: Тема доклада – «Концепт адаптации в науках о живом (биологии, физиологии, психологии)». Я выбрала как такое небольшое вступление, эпиграф. Это высказывание Декарта: «Нужно обращать острие ума на самые, казалось бы, незначительные и простые вещи и долго останавливаться на них, пока не привыкнем отчетливо и ясно прозревать их глубокую истину». В общем, то, чем мы и займемся.
Я думаю, надо начать с определений, естественно, потому что в каждой науке адаптация понимается по-своему, с нюансами. Естественно, я начала со словарей и энциклопедий.
Адаптация, от латинского adaptatio, приспособление. Это развитие новых биологических свойств у организма, популяции, вида, биоценоза, обеспечивающих их нормальную жизнедеятельность при изменении условий окружающей среды.
Среди многочисленных форм адаптации выделяют два основных типа: генотипическую адаптацию и фенотипическую. Адаптивными свойствами обладают отдельные клетки, органы и ткани, способные при определенных условиях сохранять жизнедеятельность вне организма. Однако полноценная адаптация является результатом деятельности целого организма, и ее можно рассматривать на трех уровнях — метаболическом, гомеостатическом и поведенческом.
Первичный и самый древний уровень адаптации связан с деятельностью метаболической системы, обеспечивающей адекватное потребностям организма снабжение его веществами и энергией путем регуляции равенства их притока и расхода.
Гомеостатический уровень адаптации осуществляется с участием специализированных систем, регулирующих нутритивные, дыхательные, экскреторные и другие вегетативные процессы. Главная роль в этом принадлежит вегетативной нервной системе и железам внутренней секреции.
Поведенческий уровень адаптации реализуется на основе сочетания разных форм врожденного и приобретенного поведения и обеспечивает быстрое и эффективное взаимодействие со средой. Простейшие формы поведения реализуются на основе жестких генетических программ. К ним относятся таксисы и тропизмы простейших, сегментарные и надсегментарные рефлексы позвоночных а также сложные цепные безусловные рефлексы, или инстинкты. Врожденные формы поведения эффективны лишь в определенном, достаточно узком диапазоне стабильных экологических условий и не оправдывают себя, когда экологическая ситуация быстро изменяется. Исключительное значение для поведенческой адаптации имеют условно-рефлекторная деятельность, обучение и опережающее отражение событий внешнего мира. Способность к обучению и приобретению индивидуального опыта обеспечивает животному и человеку возможность прогнозировать характер будущих событий и, следовательно, заблаговременно подготовиться к ним.
Многочисленные методы изучения адаптации направлены на решение проблемы диагноза и прогноза адаптивных возможностей организма. Особое значение имеют функциональные или нагрузочные пробы, которые имитируют те или иные стороны адаптации и позволяют наблюдать характер адаптивных сдвигов на фоне действия одного или нескольких факторов, а также экстраполировать особенности адаптивных реакций при возможном увеличении амплитуды неблагоприятного фактора, предполагаемый характер «отказов», получить индивидуальные нормы адаптивной реакции.
Биологическая адаптация — процесс приспособления организма к внешним условиям в процессе эволюции, включая морфофизиологическую и поведенческую составляющие. Адаптация может обеспечивать выживаемость в условиях конкретного местообитания, устойчивость к воздействию факторов абиотического и биологического характера, а также успех в конкуренции с другими видами, популяциями, особями. Каждый вид имеет собственную способность к адаптации, ограниченную физиологией, пределами проявления материнского эффекта и модификаций, эпигенетическим разнообразием, внутривидовой изменчивостью, мутационными возможностями, коадаптационными характеристиками внутренних органов и другими видовыми особенностями.
Адаптация формируются на протяжении всех стадий жизненного цикла особей вида. Различают общие адаптации (приспособления к жизни в обширной зоне среды, например, конечности наземных позвоночных) и частные адаптации (специализации к определенному образу жизни, например, специализированные формы конечностей копытных). Совокупность адаптаций придаёт строению и жизнедеятельности организмов черты целесообразности.
Механизм эволюционного развития адаптаций - одна из центральных проблем биологии. Материалистическое решение проблемы развития адаптаций впервые предложил Чарльз Дарвин, показав, что адаптации возникают в результате действия естественного отбора.
Благодаря процессу адаптации достигается сохранение гомеостаза при взаимодействии организма с внешним миром. В этой связи процессы адаптации включают в себя не только оптимизацию функционирования организма, но и поддержание сбалансированности в системе «организм-среда». Процесс адаптации реализуется всякий раз, когда в системе «организм-среда» возникают значимые изменения, и обеспечивает формирование нового гомеостатического состояния, которое позволяет достигать максимальной эффективности физиологических функций и поведенческих реакций. Поскольку организм и среда находятся не в статическом, а в динамическом равновесии, их соотношения меняются постоянно, а следовательно, также постоянно должен осуществляется процесс адаптации.
Вышесказанное относится в равной степени и к животным, и к человеку. Однако существенным отличием человека является то, что решающую роль в процессе поддержания адекватных отношений в системе " индивидуум-среда”, в ходе которого могут изменяться все параметры системы, играет психическая адаптация.
Психическую адаптацию рассматривают как результат деятельности целостной самоуправляемой системы, активность которой обеспечивается не просто совокупностью отдельных компонентов (подсистем), а их взаимодействием, порождающим новые интегративные качества, не присущие отдельным подсистемам. Принципиальным отличием психической адаптации человека от всех других самоуправляемых систем является наличие механизмов сознательного саморегулирования, в основе которых лежит субъективная индивидуально-личностная оценка природных и социальных воздействий на человека.
Основные подсистемы единой системы психической адаптации выделяет Александровский. Интересующиеся могут внимательно посмотреть в книге [показывает и передает книгу] Ведущее положение в иерархии звеньев психической адаптации принадлежат подсистемам, обеспечивающим: поиск, восприятие и переработку информации (основа познавательной деятельности); эмоциональное реагирование (создающее «личностное» отношение к информации и являющееся наиболее интегрированной формой активности); социально-психологические контакты; бодрствование и сон; эндокринно-гуморальную регуляцию.
Каждая из подсистем состоит из звеньев, имеющих относительно самостоятельное значение в ее функциональной активности.
Можно включить в формулировку понятие потребности. Тогда максимально возможное удовлетворение актуальных потребностей является важным критерием эффективности адаптационного процесса. Следовательно, психическую адаптацию можно определить как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности. Этот процесс позволяет индивиду удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивая в то же время максимальное соответствие деятельности человека, его поведения, требованиям среды.
Психическая адаптация является сплошным процессом, который, наряду с собственно психической адаптацией (то есть поддержанием психического гомеостаза), включает в себя ещё два аспекта: оптимизацию постоянного взаимодействия индивида с окружением и установление адекватного соответствия между психическими и физиологическими характеристиками.
Адаптация физиологическая – совокупность физиологических реакций, лежащая в основе приспособления организма к изменению окружающих условий и направленная к сохранению относительного постоянства его внутренней среды — гомеостаза. В результате физиологической адаптации повышается устойчивость организма к холоду, теплу, недостатку кислорода, изменениям барометрического давления и другим факторам. Реакции, которыми организм отвечает на раздражения значительной интенсивности, имеют общие неспецифические черты и называются адаптационным синдромом.
Процесс физиологической адаптации к необычным, экстремальным условиям проходит несколько стадий или фаз: вначале преобладают явления декомпенсации (нарушения функций), затем неполного приспособления — активный поиск организмом устойчивых состояний, соответствующих новым условиям среды, и, наконец, фаза относительно устойчивого приспособления. Сдвиги, происходящие в организме в процессе адаптации, касаются всех уровней организма — от субклеточно-молекулярного до целостного организма. Значительную роль в ней играет тренировка как к воздействию каждого данного фактора, так и к изменению среды вообще. В процессе адаптации проявляется пластичность нервной системы, позволяющая организму восстанавливать контакт и равновесие с изменившимися условиями среды.
Большое биологическое значение имеет физиологическая адаптация анализаторов к действию специфических раздражителей. Адаптация анализаторов связана с изменением чувствительности периферических рецепторов и с процессами, происходящими в центральной нервной системе.
В медицине под адаптацией понимается совокупность реакций, обеспечивающих приспособление организма или отдельного органа к изменению окружающих условий.
Адаптация, как и адаптационный ответ, может осуществляться на различных уровнях: на уровне клетки в виде функциональных или морфологических изменений; на уровне органа или группы клеток, имеющих одинаковую функцию; на уровне организма как морфологического так и функционального целого, представляющего собой совокупность всех физиологических функций, направленных на сохранение витальных функций и самой жизни.
С учетом этого Хенсель выделяет различные уровни адаптационных процессов: привыкание, функциональную адаптацию, трофо-пластическую адаптацию.
Под привыканием подразумевается начальный процесс адаптации под влиянием кратковременного воздействия стрессора.Под функциональной адаптацией подразумевается продолжительное состояние, возникающее под влиянием определенных раздражителей, приводящих к физиологическим изменениям гомеостаза человека. Функциональная адаптация является основной целью реабилитационных программ или физиотерапевтических процедур.
Трофо-пластическая адаптация является дальнейшей ступенью адаптационных процессов и не принадлежит к терапевтической области реабилитационной медицины, так как при ней наступают морфологические изменения органов и систем человеческого организма.
Также учение об адаптациях и адаптациогенезе в науке разрабатывается в рамках общей теории систем управления и ее особого раздела — эволюционики. Под адаптацией понимается способность любой системы получать новую информацию для приближения своего поведения и структуры к оптимальным. Системы адаптивны, если при изменении в их окружении или внутреннем состоянии, снижающем их эффективность в выполнении своих функций, они реагируют или откликаются, изменяя свое собственное состояние или состояние окружающей среды так, чтобы их эффективность увеличилась. Согласно этому определению термин адаптация в общем случае выступает в трех аспектах: адаптация как свойство системы приспосабливаться к возможным изменениям функционирования; адаптация как сам процесс приспособления адаптивной системы; адаптация как метод, основанный на обработке поступающей информации и приспособленный для достижения некоторого критерия оптимизации. Первый аспект определяет свойство — адаптивность системы. Второй аспект определяет процесс приспособления системы — адаптацию. Третий аспект определяет метод адаптации, — адаптационные алгоритмы. Если при этом системы дополняются способностью к дальнейшей адаптации при появлении новых возмущений, то такие модели следует называть адаптивными.
В социальной психологии и социологии, адаптация — изменение системы отношений в социальном или культурном плане. Социальная адаптация трактуется как приведение поведения в соответствие с господствующей в данном обществе системой норм и ценностей. Социально-этническая адаптация, например, означает приспособление отдельного человека или человеческой общности к изменениям социальной или этнической обстановки в результате революций или эволюции, войн, завоеваний, миграций и так далее.
Петровский определяет адаптацию как одну из стадий развития личности в процессе социализации. На стадии адаптации, которая обычно совпадает с периодом детства, человек выступает как объект общественных отношений. На этой стадии происходит вхождение в мир людей: овладение некоторыми знаковыми системами, созданными человечеством, элементарными нормами и правилами поведения, социальными ролями; усвоение простых форм деятельности. От успешности адаптации зависит содержание и успешность прохождения последующих этапов социализации: интеграции и индивидуализации. Субъективное благополучие можно отнести к внутренним критериям адаптированности индивида в социуме.
Наиболее современным определением понятия психической адаптации является следующее: «Психическую адаптацию можно определить как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовать связанные с ними значимые цели (при сохранении физического и психического здоровья), обеспечивая в то же время соответствие психической деятельности человека, его поведения требованиям среды». Автор этого определения, Березин, выделил три аспекта психической адаптации: собственно психический, социально-психологический и психофизиологический. Социально-психологический уровень автор определяет как относительно самостоятельный, независимый от двух других. По мнению Березина, успешная адаптация этого уровня обеспечивает адекватное микросоциальное взаимодействие и достижение значимых целей. Вместе с тем особо значимым является положение автора о том, что эффективность социально-психологической адаптации определяется успешностью индивидуальной адаптации на психофизиологическом и психологическом уровнях.
Стоит сказать коротко об общем адаптационном синдроме.
Изучение адаптационных процессов тесно связано с представления об эмоциональном напряжении и стрессе. Это послужило основанием для определения стресса как неспецифической реакции организма на предъявляемые ему требования, и рассмотрение его как общего адаптационного синдрома.
Адаптационный синдром - совокупность общих защитных реакций, возникающих в организме животных и человека при действии значительных по силе и продолжительности внешних и внутренних раздражителей; эти реакции способствуют восстановлению нарушенного равновесия и направлены на поддержание постоянства внутренний среды организма — гомеостаза. Понятие адаптационного синдрома выдвинул канадский учёный Ганс Селье в 1936 году. Факторы, вызывающие развитие общего адаптационного синдрома (инфекция, резкие изменения температуры, физическая и психическая травма, большая мышечная нагрузка, кровопотеря, ионизирующее излучение, многие фармакологические воздействия и др.), называемые стрессорами, а состояние организма, развивающееся при их действии, — стрессом (от английского stress — напряжение).
Развитие общего адаптационного синдрома проходит три стадии: стадия тревоги, стадия резистентности, стадия истощения. Начальным звеном приспособления организма к необычным условиям служат рефлекторные процессы; затем включаются гуморальные раздражители (адреналин, гистамин, продукты распада поврежденных тканей). Все это ведет к включению механизмов, обеспечивающих приспособительную реакцию организма, в первую очередь ретикулярной формации мозга и системы гипоталамус — гипофиз — надпочечники.
Также в связи с проблемой адаптации выделяется такая область, не область, а понятие связанное – гомеостаз, вокруг которого тоже много вопросов возникает. Системные представления о гомеостазе все еще не устоялись. Много лет они развиваются, дискутируются, уточняются. Тот факт, что при выполнении всего спектра жизненных функций системы в широком диапазоне внешних условий внутренняя среда во многих случаях остается практически неизменной, стал основой концепции гомеостаза. Проблема гомеостаза включает изучение всего круга вопросов, как теоретических, так и практических: выяснение места гомеостатических свойств систем среди других жизненных характеристик и явлений (в том числе связь гомеостаза с процессами адаптации, самосохранением, оптимальностью), формализацию концепции гомеостаза на разных уровнях организации биосистем, разработку концептуальных и количественных моделей и подходов к исследованию гомеостатических свойств систем. Гомеостаз как концепция четко вписывается в систему основных понятий науки о живом.
В настоящее время наряду с классическим пониманием гомеостаза, восходящим еще к Клоду Бернару и Уолтеру Кеннону, выделяются и две отходящие от него тенденции — «уменьшительная» и «расширительная». Начнем с определения гомеостаза, которое достаточно полно отражает современное толкование классических представлений. Гомеостаз — это относительное постоянство внутренней среды организмов и других биосистем в процессе их функционирования и при наличии внешних или внутренних возмущений. «Уменьшительная» тенденция исходит, как правило, из абсолютизации понятия «постоянство» в этом определении. Гомеостазом имеет право именоваться только «абсолютное постоянство» каких-либо переменных во внутренней среде, а идеалом было бы неизменное равенство каждого из показателей некоему заданному «нормативному» значению. Крайняя позиция в «уменьшительной» трактовке гомеостаза сводится к утверждению: гомеостаза нет вообще.
Значительно богаче «расширительная» тенденция. Под понятие гомеостаза при таком подходе часто попадают многие другие свойства, связанные с их самосохранением: устойчивость, надежность, целесообразность и т. п. В работах по физиологии в этой связи часто говорят и о «постоянстве функции», причем это постоянство ставится в параллель с постоянством внутренней среды. Такое расширение понятия «гомеостаз» сегодня вряд ли можно признать обоснованным: основной линией развития концепции гомеостаза остается именно постоянство состояния, а не процессов. Гибкое, реагирующее на изменения внешней среды и текущих потребностей системы, но все же постоянство состояния ее внутренней среды. Этому есть две причины. Во-первых, сам термин «гомеостаз» «по определению» относится не к процессам, а к состояниям. Во-вторых, и это самое главное, функция биосистем вовсе не постоянна. Чем выше уровень организации биосистем, тем разнообразнее процессы ее жизнедеятельности, тем сложнее, изменчивее и гибче ее функционирование. Система активно реагирует на изменения среды, избирательно меняет свои функции, заменяя одни другими, варьируя и само поведение. Если и можно говорить о постоянстве функций системы, то скорее о постоянстве круга этих функций, о стабильных возможностях системы, о сохранении одинаковых реакций па одинаковые стимулы.
Условно здесь можно выделить уровни организации: молекулярно-клеточный (молекулярные, субклеточные, клеточные и межклеточные системы); тканевый и органный (физиологические и инженерно-физиологические системы); организменный (физиологические, психологические, инженерно-физиологические и инженерно-психологические системы); надорганизменный (экологические, социально-экономические).
Единый взгляд на иерархическую пирамиду живых систем позволяет сделать еще одно наблюдение, касающееся особенностей гомеостаза на разных этажах этой пирамиды. Во-первых, мы уже отмечали, что гомеостаз систем каждого из уровней имеет своей «целью» поддержку жизненных процессов «своего уровня», то есть наибольшую эффективность в выполнении функций биосистем. Но далее функционирование систем данного уровня во многом представляет собой механизм формирования гомеостаза следующего, более высокого уровня организации. Простой пример. Клетки почек пользуются механизмами внутрипочечного гомеостаза для обеспечения эффективной работы органа. Сама же функция почки — вклад в гомеостаз системы следующего уровня — организма. Эта двойственность, столь характерная для механизмов управления в биосистемах вообще, приводит к своего рода иерархии ценностей: поддержание гомеостаза высшего уровня организации биосистем может обеспечиваться за счет его нарушения на нижних уровнях. Это свойство гомеостаза получило в свое время развитие в работах Шидловского, где оно рассматривалось в терминах мультипараметрического поддержания гомеостаза. Суть такого обеспечения в том, что гомеостаз на высшем уровне создается одновременным функциональным участием множества элементов низшего уровня, параметры которых обладают «менее гомеостатируемым» статусом.
Основное заключение Бернара сводится к тому, что постоянство внутренней среды является условием свободной и независимой жизни. Под влиянием изменений внешних условий постоянство внутренней среды организма обеспечивается уравновешиванием и компенсацией при действии сложных физиологических механизмов, управление которыми осуществляется нервной и гормональной системами.
Важна роль нервной системы при сложных перестройках организма при адаптации, когда происходит изменение деятельности многих органов и систем. Так, Орбели установлена адаптационно-трофическая роль нервной системы, сущность которой заключается в том, что симпатическая нервная система может менять функциональную активность органов в соответствии с условиями существования организма.
Еще необходимо было бы сказать про компенсацию, про механизм компенсации. Компенсация в психологии – восстановление нарушенного равновесия психических и психофизиологических процессов путем создания противоположно направленной реакции или импульса. В этом самом общем смысле понятие компенсации широко употребляется применительно к различным психическим процессам и функциям. Особое развитие понятие Компенсации получило в ряде направлений глубинной психологии. В индивидуальной психологии Альфреда Адлера. Компенсации приписывается роль основного фактора формирования характера и выработки определенной линии поведения; также она рассматривается Адлером как преодоление присущих человеку тех или иных черт неполноценности путём развития противоположных черт характера и особенностей поведения. Юнг, рассматривая психику как автономную систему, называет компенсацию принципом психической саморегуляции, взаимного уравновешивания сознательных и бессознательных тенденций: так, односторонность сознательной установки приводит, по Юнгу, к усилению противоположных бессознательных устремлений, выражающихся, например, в снах, резко контрастирующих с сознательными представлениями.
Компенсация в биологии – реакция организма на повреждение или иное нарушение жизнедеятельности, в ходе которой не пострадавшие органы и системы берут на себя функцию разрушенных структур путем компенсаторной гиперфункции или качественного ее изменения. Так, например, функция различения звуков, которая страдает при поражении левой височной коры, может быть восстановлена за счет включения в работу речедвигательного и зрительного анализаторов. Заместительная гиперфункция здоровой почки после удаления или выключения больной – решающий фактор, обеспечивающий выделение воды, мочевины и других продуктов обмена из организма. Длительная заместительная гиперфункция сопровождается гипертрофией интенсивно работающего органа и может вести к его истощению. Компенсация функций – один из важных механизмов гомеостаза и факторов клинического выздоровления. Он может реализовываться на разных уровнях: внутриклеточном, внутриорганном, внутрисистемном и межсистемном.
Помимо компенсаторного процесса важную роль в регуляции и выздоровлении играют другие адаптационные реакции поврежденного организма, обеспечивающие уничтожение или ограничение повреждающего фактора (выработка антител, фагоцитоз, воспаление), временную иммобилизацию органов и систем (охранительное торможение), прямое восстановление разрушенного органа или ткани (регенерация).
Компенсаторный процесс не следует отождествлять со всем комплексом адаптационных реакций. Надо иметь ввиду, что в данной адаптационной реакции, как и в других, следует различать активацию систем, специфически ответственных за компенсацию вызванного повреждением функционально дефекта, и активацию систем неспецифически включающихся при любом повреждении организма (адренергической и гипоталамо-гипофизарно- адреналовой систем)
В общем, из определений это все. Из вопросов. Я долго думала над этим вопросом, потому что, вроде, когда читаешь концепцию авторскую, все гладко и понятно, а когда начинаешь сопоставлять, возникают вопросы. Я много чего еще не успела сказать. Ну, не то чтобы не успела, не стала. Как мне показалось, это естественно, всем известно. Не стала упоминать какие-то моменты. Но вопросы, которые бы я задала, это например… Каким образом потенциальные, генетически детерминированные, возможности организма реализуются в ответ на требования среды? Есть определенная связь между функцией и генетическим аппаратом. Так, в процессе эволюционного отбора изменения закрепляются и генетически передаются, но разворачивание этих программ приходит при воздействии среды, а не само по себе. Каким образом это происходит? И следующий вопрос, вытекающий из этого. Какова возможность развития адаптационного потенциала и сопротивляемости организма? Меерсон приводит такой пример, процитирую: «Предварительная адаптация гипоксии активирует влияние временных связей и меняет поведение животных в конфликтных ситуациях, в выгодных для организма направлениях, а так же увеличивает резистентность организма к чрезвычайным раздражителям, галлюциногенам, факторам, вызывающим эпилептиформные судороги и алкоголь». То есть за счет адаптации к одному фактору расширяются и другие адаптационные возможности. Вопрос только, как знания, полученные в эксперименте, использовать в практике? Меерсон сам задает этот вопрос.

А.Н. Алёхин:
Все, Алиса?

А.И. Чижова: Да.

Читать продолжение стенограммы...