Вторник, 19.03.2024, 13:56 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Специальность "Клиническая психология"

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Специальность "Клиническая психология"
 
 
Клиническая (медицинская) психология – системообразующее основание современной психологии и одно из ведущих и наиболее интенсивно развивающихся направлений человекознания.
Специальность «Медицинская психология» оформлялась и развивалась как продолжение врачебной практики в область человеческой психики и имеет давнюю и богатую историю. В интересах упорядочения номенклатуры специальностей и приведения их в соответствие специальностям Европейского высшего образования, медицинская психология была переименована. "Клиническая психология" – специальность-преемница была утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 г. № 686.
 
Квалификация выпускника: «Клинический психолог»
Срок освоения:  5,5 лет.

Научная специальность выпускников аспирантуры и докторантуры - "Медицинская психология", "Психофизиология".

Деятельность клинического психолога направлена на оказание специализированной психологической помощи людям с пограничными психическими расстройствами, обеспечение работоспособности людей, работающих в экстремальных условиях, реабилитацию больных, перенесших заболевания или травмы, профилактику нарушений психического развития и здоровья, научное обоснование и разработку технологий психологической помощи.

В задачи клинического психолога входит:

  • профилактика заболеваний, психологической и социальной дезадаптации, основанная на знаниях о закономерностях формирования поведения человека;
  • выявление лиц с повышенным риском психологической и социальной дезадаптации и их психологическое сопровождение;
  • профессиональный медико-психологический отбор и прогнозирование деятельности человека в особых условиях;
  • психологическая диагностика, направленная на решение задач клинической практики (в клинике психических и соматических расстройств);
  • психологическое консультирование в рамках профилактического, лечебного и реабилитационного процессов, в кризисных и экстремальных ситуациях, а также в целях содействия процессам развития и адаптации личности;
  • психологическая экспертиза в связи с задачами медико-социальной (трудовой), педагогической, судебной и военной экспертизы.
  • распространение информации и формирование знаний о психологических факторах, влияющих на психическое и физическое здоровье человека;
  • изучение и коррекция психологических факторов дезадаптации и развития нервно-психических и психосоматических заболеваний.

Содержание и формы высшего профессионального образования специалиста на кафедре включают теоретическую подготовку по широкому кругу дисциплин естественно-научного и гуманитарного профилей, лабораторные и клинические практикумы, тренинги, супервизии и учебные практики, организуемые в учреждениях здравоохранения, образования, социальной службы.

И по сути и исторически клиническая психология представляет собой развитие медицинской психологии, являясь полной правопреемницей последней, а обновление наименования вводилось лишь с  целью приведения в соответствие российской номенклатуры специальностей высшего профессионального образования с европейской для, как тогда показалось, более полной интеграции отечественного образование в общеевропейское пространство.Наименование специальности «Медицинская психология», тем не менее сохраняется и в новом перечне научных специальностей (19.00.04), и в документах, регламентирующих профессиональную деятельность специалистов. Несмотря на формальные и временные противоречия в статусе учебной и научной дисциплины, клиническую психологию логично считать разделом естествознания, предметом которого является поведение человека в разных условиях его жизнедеятельности. Исторически и методологически медицинская – клиническая психология оформлялись как продолжение медицинской науки и врачебной практики, расширение их в сферу проявлений психического у человека, и само традиционное наименование науки указывает на её генезис, а вовсе не на прикладной аспект, как это нередко и ошибочно утверждается. Поведение человека - есть целостный феномен жизнедеятельности, не сводимый к частным проявлениям психического, но подлежащий анализу в аспектах физиологического, психофизиологического, психологического,  социально-психологического и т.д.. уровней его организации.

Медицинская (клиническая) психология как самостоятельная научная дисциплина содержит в себе необходимые и достаточные эмпирические и теоретические обоснования для анализа и систематизации знаний о структуре, функциях, механизмах психического, оформления этих знаний в целостную систему, непротиворечиво и полно описывающую адаптацию человека к условиям существования. Лишь на её основаниях могут разрабатываются эффективные и научно- обоснованные практики психологической помощи: психологическое консультирование, психотерапия, психологическая коррекция. Отождествление клинической психологии с психологией вообще, с её частью, или с прикладным разделом наподобие спортивной психологии или психологии труда, непонимание самостоятельного научного статуса клинической психологии, игнорирование её естественно-научных методологических оснований – есть глубочайшее заблуждение, объяснимое лишь историческими аберрациями отечественной гуманитарной науки и судьбами учёных, её представляющих. Реальные задачи жизни общества расставят всё по местам, снимут существующие номенклатурные противоречия, и клиническая психология останется единственным системообразующим основанием для всех форм психологического знания и психологической практики.