Четверг, 08.12.2016, 08:57 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Отчет о конференции, посвященной медицинской психологии в системе здравоохранения (8-9 окт. 2015 г.)

 

Накануне Всемирного дня психического здоровья 8 и 9 октября 2015 года в Санкт-Петербурге в Высшей школе методологии проведена первая региональная научно-практическая конференция клинических психологов, работающих в учреждениях здравоохранения и социальной защиты города и области "Медицинская психология в системе здравоохранения региона"). Потребность в таком представительном форуме специалистов назрела давно. Психологические услуги включены в перечень медицинских услуг и в стандарты оказания медицинской помощи, высшие учебные заведения ежегодно выпускают подготовленных специалистов – клинических психологов. Вместе с тем их работа в учреждениях здравоохранения, социальной защиты, в образовании, в других ведомственных учреждениях нуждается в прояснении как по вопросам нормативно-правовых оснований, так и в части содержания профессиональной деятельности, её актуальных задач и средств их решения, методического обеспечения технологий психологического сопровождения диагностических, лечебно-реабилитационных, психопрофилактических мероприятий. Обсуждению этих вопросов и была посвящена работа конференции.

В организации конференции приняли непосредственное участие главные внештатные специалисты Комитета по здравоохранению: профессор Алёхин А.Н. (по медицинской психологии, назначен приказом Председателя Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга № 170-12 от 24.06.2015), профессор Софронов А.Г. (по психиатрии и наркологии), профессор Курпатов В.И. (по психотерапии). Конференция была поддержана Комитетом по науке и высшей школе города Санкт-Петербурга.

 

Приветственное слово главного внештатного специалиста по медицинской психологии Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга проф. Алёхина А.Н.

В работе конференции приняли участие более 250 специалистов: руководители научно-исследовательских и образовательных учреждений, медицинские психологи, работающие в учреждениях системы регионального здравоохранения, образования, социальной защиты населения (среди них 15 докторов наук, 48 кандидатов наук).

В выступлениях ведущих учёных, специалистов и организаторов здравоохранения, прозвучавших в рамках пленарного заседания, был поднят широкий круг вопросов, касающихся профессиональной деятельности специалистов – медицинских психологов, форм их деятельности в работе как специализированных медицинских учреждений, так и многопрофильных скоропомощных стационаров, детских лечебных и специализированных учреждений, в психологической реабилитации участников ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

 

Участники конференции

 

Председатели пленарного заседания: проф. Алёхин А.Н., проф. Курпатов В.И., доц. Исаева Е.Р., проф. Парцерняк С.А.

Так, в частности, профессор Софронов А.Г., рассказывая о задачах и перспективах модернизации системы оказания психиатрической помощи в современных условиях, подчеркнул, что её развитие и совершенствование неизбежно предполагает смещение акцентов в организации лечебно-профилактических мероприятий от стационарных форм к формам амбулаторным. Современные средства фармакотерапии сводят к минимуму необходимость длительного пребывания больных в условиях стационара. Более того, длительные госпитализации нецелесообразны в аспекте возможностей реабилитации больных, их социальной адаптации. Следовательно, именно в амбулаторной сети, в психоневрологических диспансерах должна вестись курация хронически больных, и здесь роль специалистов: клинических психологов и социальных работников приобретает вполне самостоятельный характер. А это, в свою очередь, требует серьёзных научно-методических проработок для обоснования технологий психологического сопровождения лечения и реабилитации больных. Та диагностическая работа, которая традиционно представляется основной формой деятельности медицинских психологов, –патопсихологическая диагностика постепенно утрачивает своё значение в современных условиях, в то время как актуальность задач психологической коррекции нарушений поведения больных, предупреждение их стигматизации, создание условий для социальной реабилитации непрерывно растёт.

Главный внештатный специалист по психотерапии Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга профессор Курпатов В.И. осветил современные формы оказания психотерапевтической помощи населению, в которых главную роль теперь играют многопрофильные бригады специалистов, включающие в свой состав врачей, психологов, социальных работников, средний медицинский персонал. Особое внимание он уделил вопросам экономической эффективности психотерапевтической помощи. Это и своевременное выявление лиц с психическими расстройствами, и предупреждение хронификации расстройств и инвалидизации больных. В то же время наблюдающаяся экспансия в психотерапию специалистов немедицинского профиля сильно затрудняет эту работу. В соответствии с принятым законодательством, психотерапия является видом медицинской практики, что не исключает участия клинических психологов в психотерапевтической работе. И именно организация её в форме работы мультидисциплинарных бригад снимает это мнимое противоречие.

 

Профессор Рыбников В.Ю. – заместитель директора Всероссийского центра экстренной и радиационной медицины имени А.М. Никифорова в своём докладе осветил работу психологической службы МЧС, рассказал о ее организации, задачах клинических психологов при оказании помощи пострадавшим на местах и в отдалённом периоде, при оказании помощи и при психологической реабилитации ликвидаторов чрезвычайных ситуаций и катастроф. Сейчас, по прошествии 30 лет со дня Чернобыльской катастрофы психологические аспекты состояния здоровья населения на заражённых территориях проступают со всей очевидностью. И обеспечение психологической реабилитации населения этих территорий становится актуальной задачей клинических психологов.

 

В своём докладе профессор Соловьёва С.Л. (заведующая кафедрой психологии и педагогики Северо-Западного государственного медицинского университета им. И.И. Мечникова) обобщила опыт работы клинического психолога в клинике внутренних болезней. Этот опыт показывает, что психологические реакции больных зачастую неправомерно трактуются в качестве психопатологических состояний, в то время как они представляют собой разнообразные формы адаптации к новым условиям жизнедеятельности, связанным с болезнью. Психологическая коррекция таких состояний является средством выбора и зачастую намного эффективнее и более оправдана, нежели медикаментозная терапия псевдопсихопатологических состояний.

 

 

Профессор Мухамедрахимов Р.Ж. (заведующий кафедрой психического здоровья и раннего сопровождения детей и родителей Санкт-Петербургского государственного университета) остановился на современных научных представлениях о значении болезненных состояний для психического развития детей, о важности психологического сопровождения при их госпитализации, диагностических мероприятиях, лечении. Психологическое сопровождение больных детей является необходимым звеном психопрофилактики возможных нарушений их психического развития в результате пережитых эмоциональных реакций, обусловленных непривычной обстановкой больницы.

 

 

Заведующая кафедрой общей и клинической психологии Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. акад. И.П. Павлова Исаева Е.Р. поставила вопрос о технологиях нейрореабилитации при осложнениях сосудистых заболеваний. Несмотря на то что клинические психологи включены в штатную структуру реабилитационных центров, методическое оснащение их работы существенно отстало от потребностей практики и нуждается в совершенствовании. К тому же, нейропсихология постепенно становится самостоятельной психологической дисциплиной, а следовательно, специалисты, работающие в этой сфере, нуждаются в дополнительном профессиональном образовании для приобретения современных научных знаний и освоения эффективных технологий работы с больными.

 

Профессор Винокур В.А. выступил с обобщением опыта зарубежных специалистов по организации профессионального общения психологов в формате Балинтовских групп, указав на их отличие от разнообразных форм супервизии, практикуемых в психологических сообществах. Такая форма сотрудничества практикующих специалистов представляется перспективной для профессионального объединения работающих специалистов в интересах обмена опытом, профессионального роста и личностного развития.

 

 

 

Интересное сообщение о современных тенденциях в психодиагностике сделал доцент Бочаров В.В. – руководитель лаборатории клинической психологии и психологической диагностики Санкт-Петербургского научно-исследовательского психоневрологического института им. В.М. Бехтерева. Он подчеркнул, что используемый психодиагностический инструментарий зачастую не отвечает требованиям, предъявляемым к современным методикам психодиагностики, и выбор соответствующих средств всё чаще нуждается в тщательном обосновании. Такая работа по адаптации и валидации психодиагностических методик проводится во всём мире, и эту задачу предстоит решать, дабы избежать необоснованных диагностических заключений и ошибок в работе.

 

С докладом о проблемах участия специалистов-клинических психологов в проведении судебной экспертизы выступила Смирнова Т.Г. – старший психолог СПб ГКУЗ «Городская психиатрическая больница №6». Она рассказала о новых тенденциях в судебно-психологической практике, о появлении новых задач для такой экспертизы, в частности экспертизы по делам семьи. Особый интерес у участников вызвали вопросы оценки квалификации эксперта-психолога, этических норм регуляции его деятельности, особенно в связи с нашумевшими в прессе случаям неквалифицированных экспертных заключений, имевших тяжкие последствия для судьбы подэкспертных. На сегодняшний день не выработано таких регуляторов профессиональной деятельности экспертов, которые могли бы предотвратить подобные казусы, и профессиональное сообщество клинических психологов представляется наиболее адекватной формой общественного контроля деятельности эксперта-психолога, защиты его прав и репутации.

 

О содержании работы клинического психолога при лечении больных полиморбидной патологией в рамках интегративного терапевтического подхода выступил главный терапевт Городской больницы №15 профессор Парцерняк С.А. Он подчеркнул, в частности, что клиническая картина любого заболевания всегда осложняется психологическими реакциями больных на изменения своего статуса, активности, представляемых перспектив.

 

 

 

 

Доцент Защиринская О.В. посвятила свое выступление клинико-психологическим проблемам школьного образования. Задачи инклюзивного обучения, разнообразные и полиморфные формы нарушения поведения у детей, учащихся школ предполагают интенсивные научные исследования для выработки методических подходов к психологической квалификации наблюдаемых состояний, их психологической коррекции. Серьезные задачи стоят перед школьными психологами и в части проектирования здоровьесберегающей среды в образовательных учреждениях. Остро стоят вопросы последипломной подготовки психологов образования по вопросам клинической психологии школьного возраста.

 

Профессор Кулаков С.А. в своем докладе подчеркнул особое значение психологического сопровождения реабилитации наркозависимых в связи с ключевой ролью личности пациента в преодолении зависимости на этапе редукции её химико-биологического компонента. Ведущее место в психодиагностической работе с наркозависимыми занимает клинико-психологический подход, квалифицированное использование которого позволяет существенно углубить понимание психогенеза зависимости, раскрыть личностные и социальные ресурсы, необходимые для обеспечения эффективности реабилитационного процесса. Именно в решении этих задач важную роль играет клинический психолог.

 

 

Обсуждение докладов

Все прозвучавшие доклады вызвали живой интерес у участников конференции, им была предоставлена возможность задать вопросы докладчикам, обсудить затронутые в докладах проблемы.

 

9 октября состоялись рабочие совещания специалистов, проводимые в форме круглых столов. Специалисты объединились для обсуждения актуальных вопросов организации и содержания профессиональной деятельности в профильных учреждениях. Всего было организовано 5 круглых столов:

  • о работе психолога в психиатрических больницах и психоневрологических диспансерах;
  • о работе клинического психолога в системе оказания психотерапевтической помощи;
  • о работе клинического психолога в многопрофильном стационаре;
  • о работе клинического психолога в детских лечебных, учебных, специализированных учреждениях;
  • о последипломном обучении клинических психологов.

 

Работа круглого стола «Психологическое сопровождение лечебного процесса в многопрофильном стационаре». Ведущие: Г.А. Иванова, А.В. Чернорай.

  • организация и содержание работы психолога в учреждении;
  • перспективные направления профессиональной деятельности клинического психолога в учреждении;
  • организационные и методические препятствия для реализации перспективных направлений профессиональной деятельности;
  • необходимые организационно-управленческие решения для оптимизации психологической службы в системе здравоохранения.

 

Работа круглого стола «Модели психотерапевтической помощи». Ведущие: проф. Курпатов В.И., Алексеева Ю.П., Иванов М.Д.

 

 

Деева Е.Ю. – старший психолог больницы св. Николая Чудотворца. (Круглый стол «Задачи и содержание профессиональной деятельности медицинского психолога в системе оказания психиатрической помощи»).

Аринцина И.А. – старший преподаватель кафедры психического здоровья и раннего сопровождения детей и родителей СПбГУ. (Круглый стол «Задачи профессиональной деятельности медицинского психолога в детских лечебно-профилактических и специализированных учреждениях»).

 

 

Проф. Малкова Е.Е. – руководитель программ последипломного образования РГПУ им. А.И. Герцена. (Круглый стол «Актуальные вопросы постдипломного образования клинических психологов»).

Иванова Г.А. – заведующая психосоматическим отделением (кардиологическим психотерапевтическим) СПб ГУЗ «Введенская больница». (Круглый стол «Психологическое сопровождение лечебного процесса в многопрофильном стационаре»).

 

Руководители образовательных учреждений обсуждали актуальные направления и содержание программ дополнительного образования клинических психологов в форме постдипломного образования.

По итогам работы круглых столов было организовано заключительное заседание, где выступили руководители рабочих совещаний: Курпатов В.И. – главный внештатный специалист по психотерапии Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга, Иванова Г.А. – заведующая психосоматическим отделением (кардиологическим психотерапевтическим) СПб ГУЗ «Введенская больница», Аринцина И.А. – старший преподаватель кафедры психического здоровья и раннего сопровождения детей и родителей Санкт-Петербургского государственного университета, Деева Е.Ю. – старший психолог больницы св. Николая Чудотворца, Малкова Е.Е. – руководитель программ последипломного образования РГПУ им. А.И. Герцена.

В обсуждении активное участие приняли специалисты-клинические психологи.

 

Общие выводы из прозвучавших выступлений таковы:

  • недостаточно четко определен профессиональный статус медицинского психолога в учреждениях здравоохранения, не проработаны вопросы рабочей нагрузки на специалиста, его прав на льготы, положенные медицинскому персоналу специализированных учреждений;
  • между медицинским персоналом лечебных учреждений существуют разногласия в понимании целей и задач, содержания мероприятий реабилитации и психологической коррекции, отсутствуют единые формы экспертных и диагностических заключений;
  • необходима организация систематической переподготовки специалистов-медицинских психологов по актуальным проблемам практики;
  • назрела необходимость оформления профессионального сообщества специалистов помогающих профессий: врачей, психологов, социальных работников, других участников лечебно-профилактических мероприятий в учреждениях здравоохранения, социальной защиты населения, детском здравоохранении.

 

По материалам конференции были подготовлены методические рекомендации для специалистов, обобщающие нормативные документы,  регламентирующие деятельность медицинского психолога в учреждениях здравоохранения, сборник тезисов докладов участников конференции, отчеты по работе круглых столов.

Кроме того, по результатам обсуждения итогов конференции был принят проект резолюции.

 

Резолюция Первой региональной

научно-практической конференции медицинских (клинических)

психологов учреждений здравоохранения Санкт-Петербурга: «Медицинская психология в системе здравоохранения региона»

 

9 октября 2015 г. (проект)

 

8-9 октября в Высшей школе методологии (ул. Достоевского 19/21 литер Б.) проведена научно-практическая конференция: «Работа медицинского психолога в учреждениях здравоохранения».

В организации и проведении конференции приняли участие: главные внештатные специалисты Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга по профильным направлениям (медицинская психология, психотерапия, психиатрия и наркология), руководители образовательных учреждений и подразделений вузов, ведущих подготовку и профессиональную переподготовку по специальности «клиническая психология», руководители профильных научно-исследовательских учреждений и учреждений здравоохранения, ведущие специалисты в области медицинской психологии и смежных областях науки и практики, медицинские психологи учреждений здравоохранения, образования и социальной помощи населению.

 

Заслушав и обсудив доклады главных специалистов, ведущих ученых, специалистов-психологов, участники конференции выражают консолидированное согласие в том, что:

  • профессиональная деятельность медицинских психологов осуществляется в соответствии с действующим законодательством РФ и имеет достаточно полную нормативно-правовую базу;
  • в современных условиях медицинская психология (как вид профессиональной деятельности) является необходимым элементом системы здравоохранения и способствует повышению эффективности диагностических, лечебных, экспертных, реабилитационных, психопрофилактических мероприятий.

 

Участники конференции выражают озабоченность тем, что:

 

  • содержание профессиональной деятельности медицинского психолога не вполне отвечает актуальным требованиям модернизации системы здравоохранения в своих научно-теоретических основаниях и по уровню методической разработанности психологической практики;
  • система профессиональной подготовки клинических психологов, как в части базового, так и постдипломного образования, отстаёт от современных научных разработок и актуальных практических задач и нуждается в совершенствовании;
  • отсутствуют организованные формы профессионального взаимодействия специалистов для реализации потребностей профессионального совершенствования, защиты своих прав и интересов.

 По результатам работы конференции её участники приняли следующие решения:

1.       Провести анализ содержания и организации профессиональной деятельности медицинских психологов в учреждениях здравоохранения для выработки предложений по её оптимизации. (Ответственный: профессор Алёхин А.Н., срок – январь 2016 г.).

 

2.      Разработать предложения по созданию профессиональной медицинской психотерапевтической ассоциации и провести необходимые мероприятия для её организации (Ответственный: профессор Курпатов В.И.).

 

3.     Ходатайствовать перед президиумом Российского психиатрического общества о вхождении в его состав профессиональной ассоциации медицинских психологов (Ответственный: профессор Софронов А.Г.).

 

4.       Разработать тематический план рабочих совещаний специалистов (организационный комитет конференции, срок – январь 2016 г.)