Среда, 08.05.2024, 20:18 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Открытое письмо психолога Игоря Валериевича Синицкого


Уважаемый
Анатолий Николаевич!

С большим интересом узнал о прошедшей в стенах Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена 30 сентября – 1 октября конференции «Клиническая психология: теория, практика и обучение». И, если позволите, хоть и с опозданием, присоединиться к дискуссии, развернувшейся в рамках круглого стола конференции. Хотелось бы поделиться организационно-методическим обеспечением деятельности медицинского психолога в Украине, а также системой образования. В своих высказываниях по данной проблематике мне не хочется казаться «пессимистом», но и оптимизма как-то мало, поэтому постараюсь быть «реалистом».
К сожалению, в Украине данному вопросу не уделяется никакого внимания, несмотря на то, что в психиатрических больницах и диспансерах введены ставки психологов. Согласно статистическим данным за период 1990-2005 годы, в Украине наличие штатных единиц врачей-психологов на 100 000 населения составляет всего 0,07%, из которых на занимаемых должностях трудятся 0,04%. Отсюда укомплектованность кадрами составляет всего 31,75%. При этом нынешнее положение медицинского психолога в системе оказания психиатрической помощи, я не говорю за остальные отрасли здравоохранения, ограничено психодиагностической работой и использованием отдельных техник психокоррекционной деятельности. Стоит учесть, что излишняя диагностическая направленность создаёт иллюзию основной деятельности. Статус и идентичность психолога определена нечётко. Уже сейчас возникает необходимость разработки стандартов образования, которые у Вас в стране уже имеются. Несмотря на увеличение количества кафедр, готовящих медицинских психологов в институтах разных форм собственности, в Украине решение этого вопроса далеко до своего завершения, что во многом определяется статичностью и явной противоречивостью нормативно-правовой базы. Согласно приказам МОЗ Украины № 359 и 360 от 19.12.97, а также №333 от 6.07.2005 «медицинская психология» по номенклатуре относится к медицинским специальностям. В дальнейшем, согласно приказу МОЗ Украины №385 от 28.10.2002, введена специальность за № 137 «врач-психолог». Хотя психология по своему статусу вряд ли является отраслью медицины. Отсюда вопрос о «медицинском психологе» решается как специалисте с высшим медицинским образованием, и подготовкой его должны заниматься медицинские вузы, что уже начало внедрятся в Украине. В 2007 году был первый выпуск Национальным медицинским университетом им. А.А.Богомольца таких вот «врачей-психологов», обучавшихся все 6 лет по программе лечебного факультета. При этом стоит учесть, что медико-психологический факультет, созданный в 2001 году на базе медицинского университета, имеет коммерческую направленность, что уже определяет ограниченность трудоустройства этих специалистов. И тут возникла казуистическая проблема: если этот специалист имеет статус врача, то юридически имеет право назначать фармакологические препараты, то есть лечить, но лечить кого? Данный вопрос встретил непонимание у врачей и особенно у психиатров. Кроме того, эти «врачи-психологи» согласно принадлежности к врачебному сообществу должны проходить аттестацию с присвоением категории. И опять же возникает вопрос: кто этим должен заниматься?
Таким образом, остаётся актуальной проблема, кем должен быть психолог, задействованный в системе здравоохранения, - специалистом с медицинским образованием или психологом, владеющим медицинскими знаниями? Данный вопрос ставит проблему разработки образовательных моделей подготовки специалистов. К сожалению, отсутствие подобного документа в Украине приводит к различным образовательным, юридическим и методологическим «курьёзам» в виде должности «врача-психолога» и «практического психолога». В этом случае весьма примечательным является законодательное решение «задним числом» (постановление Кабинета Министров Украины от 14.06.2000 г. №963) о переименовании «психолога с педагогическим образованием», занятого в системе здравоохранения, а таких специалистов, естественно, большинство, в «практического психолога» с фактической передачей его под юрисдикцию Министерства образования, которое и должно оплачивать его труд. Тем самым, превращая психолога в «наёмного рабочего», так как занят он в системе здравоохранения, а оплату и методологическое обеспечение его труда осуществляет другое министерство.
В большинстве своём руководители структурных подразделений, при разработке профессиональных инструкций руководствуются документацией, принятой ещё в СССР. Реальность такова, что деятельность психолога в большинстве своём встречает непонимание, а в отдельных случаях и негативное отношение со стороны врачей. Хотя реализация тезиса на практике: «лечить не болезнь, а больного» возможна при активном участии психолога. Однако не все врачи-психиатры понимают предназначение психолога, это приводит в лечебно-диагностическом процессе к подмене понятий. В частности от психолога требуется подтвердить правильность клинического диагноза, а в некоторых случаях и сам диагноз, и кроме того задействовать его в клубных мероприятиях для больных (больничный театр, экскурсии и т.д.), что далеко не является его функциональной и профессиональной обязанностью. Зачастую, к психологу врачи направляют пациентов, которые в силу своего психического состояния или выраженного когнитивного дефицита, не доступны экспериментальному исследованию, а врачам требуется лишь «формальное» заключение. В отдельных случаях авторитарность со стороны врача и непонимание предметной деятельности психолога ставят под сомнение их партнёрские взаимоотношения. И часто «заключение» и «рекомендации» психолога носят формальный характер и важны лишь для вклеивания в историю болезни пациента. Хотя, безусловно, есть и положительные примеры, когда профессиональная квалификация специалистов и их личные качества способствуют формированию партнёрских отношений.
Кроме того, в нынешней ситуации требует своего дальнейшего решения проблема специализации и последипломного образования психологов, ныне работающих в сфере здравоохранения, что влечёт отсутствие возможности повышения их профессиональной квалификации, а так же юридического закрепления уровней профессионального мастерства в виде аттестации, присвоения категорий, а возможно и лицензирования. Психологи проходят дополнительную специализацию «на рабочем месте», либо посещают различные курсы и семинары, профессиональная и юридическая ценность которых весьма сомнительна.
Другим важным аспектом выступает разработка теоретико-методологических проблем в медико-психологической деятельности психолога. Как справедливо замечает М.С.Роговин ещё в 1962 году, необходимо методологическое и теоретическое обоснование той психологии, которая имеется в клинике, иначе возможна подмена и смешение понятий. Одной из методологических проблем является терминологическое наполнение категорий «медицинская» и «клиническая» психология, где, по мнению К.К.Платонова (1977): «терминологическая неясность … перерастает в методологическую».
Таким образом, в общей совокупности всех проблем в системе здравоохранения мы имеем психолога как специалиста с высшим образованием, который несёт минимум знаний, некоторые формы представления о науке, окружённый обилием психологической литературы не только разной цены, но и качества, имеющий возможность посещать различные семинары, тренинги, курсы. Однако кажущееся «изобилие» и отсутствие «дефицита» информации, продвижения и наличия свежих идей и разработок, к сожалению, не имеется. Мы всё продолжаем копировать свои ошибки и плотно эксплуатировать зарубежный опыт. Безусловно, ряд выделенных проблем имеет системный характер, что требует координации специалистов разных отраслей охраны здоровья, а также законодательной и исполнительной власти. С другой стороны, необходима заинтересованность самих специалистов. В нынешних условиях я полностью поддерживаю резолюцию конференции о создании Всероссийской ассоциации клинических (медицинских) психологов. Необходимость в создании профессиональных объединений и сообществ позволит урегулировать инерционные и статичные тенденции развития нормативно-правовой базы, а также профессиональное поле деятельности путём расширения научных и образовательных услуг.
Конечно, проблем много, и решать их придётся нам, и ,я надеюсь, совместными усилиями. Безусловно, Вы продвинулись в решении этого вопроса значительно дальше, так как у Вас в России, как говорится, «есть политическая воля» и желание перемен.

Огромных Вам творческих достижений и процветания!