Четверг, 25.04.2024, 00:18 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Резолюция

Первой научно-практической конференции: «Клиническая психология: теория, практика, обучение», 1 октября 2010 года, Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена
(проект)

Общие положения
Участники конференции констатируют озабоченность состоянием психического здоровья россиян, в особенности подрастающего поколения (рост заболеваемости пограничными психическими расстройствами, распространённость суицидального поведения, уровня злоупотребления алкоголем и психоактивными веществами и др.) при отсутствии адекватной системы медико-психологической помощи населению.
Участники конференции разделяют профессиональную ответственность в вопросах организации системы психологической профилактики и коррекции нарушений психического здоровья среди населения.
Эффективная интеграция в деятельность учреждений, образования и социальной работы, здравоохранения и определение границ профессиональной компетентности и ответственности, формирование и поддержание профессиональной идентичности ограничивается недостаточной определенностью нормативно-правовых основ профессиональной деятельности клинических психологов.
В свою очередь, институциализации профессиональной деятельности клинических психологов препятствует недостаточная разработанность систематичных и разделяемых специалистами общенаучных теоретических оснований в клинической психологии, усиливающаяся тенденция к ее «разнаучиванию». Такое положение дисциплины становится серьёзным затруднением и для подготовки квалифицированных специалистов, научно-методического и организационного обеспечения системы медико-психологической помощи населению.
Задачами, требующими решения в интересах развития системы профессиональной деятельности клинических психологов в современных условиях становятся:

В области ТЕОРИИ:
1. Осознанное и координированное сопротивление профессионального сообщества тенденциям «разнаучивания» клинической психологии, ее отождествлению с «поп-психологией».
2. Научно-методический анализ адекватности используемых исследовательских и практических технологий, разработка научно обоснованных практик диагностической и коррекционной работы.
3. Координированные усилия членов профессионального сообщества по выработке методологических оснований для интеграции, систематизации и теоретического оформления клинико-психологической практики как необходимого основания для институционализации профессиональной деятельности.

В сфере ПРАКТИКИ:
4. Необходима целенаправленная работа с представительствами соответствующих министерств для выработки нормативно-правовой базы, регулирующей профессиональную деятельность клинического психолога в учреждениях (здравоохранения, образования и социальной помощи) различного типа с учетом практических потребностей и организационных условий в соответствующих сферах.
5. Необходимо открытое обсуждение правовых и этических оснований клинико-психологических интервенций, разработка этического кодекса клинико-психологического сообщества, выдвигающего на первый план проблему профессиональной ответственности.
6. Развитие и обеспечение разнообразия форм взаимодействия научно-исследовательских и образовательных учреждений России, занимающихся клинико-психологической и смежной проблематикой, разработка технологий и внедрение практики параллельных и мульти-центровых исследований по социально значимым тематикам клинической психологии с целью оценки воспроизводимости результатов, повышения научной обоснованности выводов и практических рекомендаций.

В сфере ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ специалистов:
7. Необходимо широкое общественное участие специалистов при предварительном обсуждении и экспертизе форм подготовки клинических психологов, содержании учебных планов и программ, квалификационных требований, образовательных стандартов.
8. Необходимы организационные решения, учитывающие специфику дисциплины при разработке образовательных требований и нормативов, а также нормативное оформление способов взаимодействия учебного заведения с учреждениями образования, социальной работы и здравоохранения, позволяющее осуществлять подготовку клинических психологов в контексте реальной практической деятельности и при профессиональном взаимодействии со специалистами смежных направлений.
9. Подготовка специалистов должна быть направлена на формирование у обучающихся не только соответствующих специальности знаний, умений и навыков, но и высокой профессиональной ответственности, компетентности, этической строгости и ориентированности на высокие стандарты эрудиции и личностных качеств.
Заключение
Решение сформулированных задач предполагает содействие интеграции, профессиональному взаимодействию и развитию различных форм обмена опытом среди специалистов (как в консультативной, так и в исследовательской практике), организацию постоянно действующих семинаров и круглых столов по актуальным проблемам клинической психологии, использование профессиональных электронных ресурсов и специализированных печатных изданий. Деятельность профессионального сообщества должна быть направлена на развитие и укрепление научных и этических стандартов в специальности.

Практической формой реализации этих задач может стать учреждение Всероссийской ассоциации клинических психологов (ВАКП) в формате самостоятельной общественной организации.
Решение
* Разработать устав, учредительные документы и зарегистрировать общественную организацию Всероссийская ассоциация клинических психологов. Отв. – М.А. Беребин.
* Организовать прием членов ВАКП и созвать учредительную конференцию в 2011 году, на которой избрать председателя, президиум, секретаря. Отв. – А.Н. Алёхин.
* Организовать коллегиальное обсуждение по вопросам создания и учреждения ВАКП в печатных и электронных средствах массовой информации. Отв. – В.А. Урываев.

Оргкомитет и
участники конференции.