Алёхин А.Н. Психология и педагогика – сёстры в разлуке
Если
немного подумать, а подумав немного, решительно отказаться от
заносчивой идеи, будто бы психология изучает душу человека
(зоопсихология, соответственно, душу животных), то у неё появляются
реальные шансы стать наукой и востребованной и практичной. Это в полной
мере относится и к другим определениям предмета, как то - психика (та же
душа, но только с греческого – последний выдох умирающего), или, что
вроде и звучит современно, но к делу никакого отношения не имеет,
свойство высокоорганизова
Справедливости ради
следует отметить, что резонёрство (бесплодное мудрствование) - участь не
только психологии. Тем же грешит вся сфера знаний, долгие десятилетия
безбедно гревшаяся под сенью могучего марксизма-ленини
Впрочем,
пусть себе развлекаются. Как пел В.Высоцкий: «Пользы в этом, правда,
никакой, но и вреда, однако ж, тоже никакого!». Есть, впрочем, в этом
компендиуме наука, претендующая на своё особое место в общественной
практике, и, по существу, это место узурпировавшая. Речь идёт о
педагогике. Никто не станет спорить о том, что педагогика опекает
человека от рождения и до самой пенсии, и люди, живущие сейчас, легко
припомнят множество педагогических инноваций, «объектом» которых они
стали ли сами, или их дети. Я помню такой предмет, как чистописание,
например. У нас особым шиком тогда считалась красивая перьевая ручка,
чернильница-непр
Я с интересом вникаю в порядок оформления УМК, который, по идее, должен заменить и лектора и преподавателя, и чтение которого, по задумке дизайнеров этого новшества, должно «инсталлировать» в студента и знания, и навыки, и умения, а теперь ещё и компетенции. Нам говорят о необходимости разработки электронных УМК, доступных дистанционно. И я бы согласился с этим новаторством, когда речь шла бы о математике. Но как дистанционно учить медицине или психологии? Я не понимаю.
Как-то я поинтересовался у педагогов: «Как Вы это всё придумываете?», имея в виду многообразие педагогических инноваций, и услышал в ответ: «Ну, вот так!». И вот так учреждение для детей с умственной отсталостью закупает по команде из РОНО электронные «ридеры» для детей, зачем? «А вот так!». А в интернате закуплены и стоят Apple Macintosh, стоят закрытыми на замок в опечатанном кабинете, потому что и воспитатели то не знают, как к ним подступиться и не рискуют даже.
А замена выпускных школьных экзаменов ЕГЭ? Как это обосновывалось в педагогическом (не в экономическом, конечно) аспекте? Очень, очень много вопросов возникает к научным основаниям педагогической науки. Послушаешь, бывает, диссертацию: посадили вокруг 8 детишек, спели им песенку и установили, что дети стали и ласковее и послушнее, вот и методика воспитания ласковости и послушности. Это, конечно, преувеличение. Конечно, всякая диссертация имеет все необходимые разделы, а полученные результаты обладают и научной новизной и практической значимостью и достоверны без всяких сомнений, и главное, чтобы никто не бросился внедрять полученные результаты в процесс обучения и воспитания наших детей и внуков. Благо, всего не внедришь, не хватит ни детей, ни образовательных учреждений.
Что
же получается? Психология увлечена поисками души и знать не хочет
ничего о своём практическом приложении – «не царское это дело!». А
педагогика эту самую душу формирует, но безо всякого интереса к
свойствам самой формируемой материи. Странные, прямо скажем, отношения.
Уж даже царицы наук – физика и математика заключили друг друга в объятия
и именуются не иначе как «физико-математи
Новые
и сложные научные проблемы в современных условиях порождаются новыми
общественными практиками; это и обучение и воспитание детей с
особенностями развития, и, так называемое, инклюзивное обучение, это и
интеграция детей иной культуры в социальную среду, это и формирование
новой культуры организационного поведения, всего и не перечислить. Но
всюду решение задач предполагает непосредственное взаимодействие
психолога и педагога, их взаимообогащение знаниями, умениями, навыками,
теоретическими схемами и методологическим
Но,
понятно, что любой союз предполагает готовность партнёров к переменам. И
психологии стоит отказаться от своей заносчивости в многообразии
описаний «души» и её несуществующих функций: ощущения, восприятия,
памяти, мышления, далее по оглавлению любого учебника. Но и педагогике
пора бы уже перестать уповать на свой «проницательный» эмпиризм и
обратиться к данным хотя бы той части психологии, которая уже имеет
ответы для педагогических задач: теории научения, социального поведения,
формирования и развития высших психических функций, нарушений развития.
Думается, что только такой союз – «психолого-педаг