Стенограмма семинара от 25.01.2011. Часть 3.
Гость семинара: Можно вопрос?
А.Н. Алёхин: Было бы хорошо, если бы вы представлялись...
Гость семинара (студент факультета физики РГПУ им. А.И. Герцена): Олег. Вот на рисунке у Вас в центральном круге – большое Я. Вы сказали: «Я знает, правда или неправда», – компаратор.
А.А. Гриб: Что?
Гость семинара [Олег]: Я – это компаратор. Я-большое на рисунке — это большой компаратор. Он сравнивает: правда или неправда. И хранит где-то у себя эту информацию. [А.А. Гриб: В памяти...] Да, хранит в памяти. То есть две возможности: правда или неправда – другого нет. [А.А. Гриб: Да...] Есть возможность «не знаю», но ты всегда можешь подойти, послушать, померить и узнать, правда или неправда. Есть третий еще – тот, кто может нам говорить, когда мы задали себе такой вопрос: «Есть ли такое?». Он может сказать, например: «Да, есть». А представляете незадача – он лжец и сказал неправду. И у вас теперь хранится ложная информация. [А.А. Гриб: Да…] Со временем лжецы будут окружать меня, и ячейки памяти будут заполняться ложной информацией. В результате это большое Я со временем будет заполнено шумом – неправдой. И как мы сможем понять, где правда, а где – неправда? Вы сказали, что математическая логика даст нам инструкцию, как определить «правда-неправда», как вывести лжеца на чистую воду...
А.А. Гриб: Здесь Вы не совсем схватили главную мысль. Дело в том, что абсолютное Я некоторым образом не совсем мое Я. Оно общее у разных людей. Это как у А. Шопенгауэра, когда он говорит, что нет многих Я, есть один Я. Причем Я описывает весь окружающий мир. Все те, кто вокруг меня, – это Они, это не-Я. Я один, и я описываю окружающее, подразумевая, что они видят то же самое. Здесь возникает проблема, к которой Вы близко подходите. Она называется проблемой «Вигнеровского друга». Есть я, есть Вигнер и есть его друг. И тот и другой определяют истинность. А почему они должны одинаково определять истинность? А может, они по-разному определяют истинность. Может, для одного истина – это одно, а для другого – другое. И вот здесь возникают разные возможности.
Можно различать Я эмпирическое – все то, о чем Вы говорите: память, склад личности, все, что я получил при образовании, – и более глубокое Я, которое соответствует, скорее, духу индийского Атмана или чему-то похожему. Здесь мысль, близкая к идеям Н.А. Бердяева: эта операция присвоения истинности и ложности называется у Бердяева объективацией. Здесь буквально это и происходит, потому что все то, что меня наполняет, это относится не к «большому Я», а к «маленькому Я». «Маленький Я», эмпирический, существует постольку, поскольку он как бы причастен к этому «большому Я», которое одинаково для всех именно потому, что оно большое. Оно не может быть мной приватизировано. А приватизирую я только то, что связано с конкретными событиями.
Другие авторы пытаются говорить о том, что сознание не локально: оно не находится в каком-то пространстве, типа черепной коробки. Сознание – это нечто иное. Оно непространственное, нелокализованное. Именно поэтому разные люди видят одно и то же. Если бы оно было только у меня внутри локализовано, то никто другой не мог бы видеть то же, что и я. И поэтому, когда происходит коммуникация между людьми, это к проблеме не имеет отношения. Действительно, он может меня обмануть. Но здесь, когда мы говорим об истинном и ложном, это – не фиксация истинного и ложного, а сотворение истинного и ложного. Это скорее в духе беседы между Альбертом Эйнштейном и Рабиндранатом Тагором, где Эйнштейн спрашивает у Тагора: «Если бы людей вдруг не стало, то Аполлон Бельведерский перестал бы быть прекрасным?» На что Тагор ответил: «Да!» и спросил Эйнштейна: «А Как Вы думаете, истинное и ложное существует вне человека?» Эйнштейн ответил, как реалист, что, конечно, существует. Тагор, в свою очередь, ответил, что он думает, что не существует.
Гость семинара [Олег]: Вы говорите, есть эмпирическое Я – это то, что я усваиваю в течение моей жизни. Есть глобальное – большое Я. И они никак не взаимодействуют?
А.А. Гриб: Взаимодействуют.
Гость семинара [Олег]: А паразитическое взаимодействие между ними возможно? Когда та ложь, которая накопилась в моей «базе данных», проникает в глобальное «большое Я», заражая его?
А.А. Гриб: Я думаю, что нет. Если Вы говорите о памяти, то это может быть локализовано в каком-то маленьком участке мозга, как в компьютере. И это не имеет отношения к «большому Я». Это мозг, это объективная среда. В этом смысле одно на другое не влияет. Даже если Вы сознание будете терять и «отключаться» от этого «большого Я», а потом снова приходите в себя… Это определение квантовых свойств по отношению к «большому Я», все равно начинает работать. И здесь нет вещей, связанных с памятью и потоком снаружи. Абстрактное, «большое», Я – это не конкретное Я, получившее какое-то образование, имеющее какие-то эмоции, какую-то биографию. Это не то. Это, если угодно, свойство Вселенной. Это то, где сознание во Вселенной вместе со всем остальным находится.
Ситников Валерий Леонидович (доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой прикладной психологии, социологии и педагогики Петербургского государственного университета путей сообщения): Можно вопрос? Насколько я понял, физики о сознании знают даже меньше, чем психологи… Хотя я думал наоборот. В конечном итоге, я понял, что представление о сознании у психологов сложнее, поскольку у нас еще со времен Фройда есть и сверхсознание, и бессознательное, и предсознание, и подсознание. А у Вас все это уходит в это Я. А у нас Я – это всего лишь маленькая часть.
Но я бы хотел уточнить положение квантовой физики, тезис – он не Ваш, но Вы ссылались, я не расслышал фамилию – о том, что свойства объекта зависят от знания об этом объекте. Из тех примеров, которые Вы приводили, мне кажется, что все-таки не свойство зависит от знаний, а наше представление о свойствах.
А.А. Гриб: Нет. Свойство.
В.Л. Ситников: Почему?
А.А. Гриб: А это проверяется экспериментально. Поезд из приведенного примера поедет с другой скоростью, если Вы знаете, что он поедет налево, а не направо.
В.Л. Ситников: Это видится из расчетов, в которых вводится какой-то коэффициент, условный достаточно.
А.А. Гриб: Нет, это проверяется экспериментально. Если про электрон мы знаем, что он влево не летит, тогда видим, что скорость его вправо другая. Если мы не знаем, что он влево летит, и тоже измеряем его скорость вправо – она другая.
В.Л. Ситников: Одно дело – это эксперимент, а другое – расчеты с коэффициентом. Вы пока говорили о расчетах.
А.А. Гриб: Я упоминал об экспериментах, эксперименты такие есть: они называются отрицательными экспериментами и производятся над электронами, над атомами. Когда наблюдаешь, что их нет в какой-то области, оказывается, что оттого, что их нет, их свойства там, где они есть, поменялись. А когда мы не определяли, что их там нет, оказывается, их скорость там другая была.
В.Л. Ситников: А можно дополнительный вопрос: с чем Вы сравниваете?
А.А. Гриб: Мы ставим два опыта. Один опыт мы ставим так: вылетает электрон, и мы не знаем, влево он летит или вправо. Видим, что вправо, и оказывается, что у него импульс такой-то. Другой опыт – опять такой же источник, так же вылетает электрон, и видим, что слева его нет. И мерим, какой справа – другой оказался…
Некоторые говорили, что, может быть, это потому, что мы чего-то ещё не знаем. Это называется теорией скрытых параметров. Предполагается, что есть тайная причина, которую мы не знаем, – скрытый параметр. Тогда вычисления и схемы квантовой физики оказываются поправленными. Но в этом случае получается, что остального не существует, если верна теория относительности, а она, вроде, верна.
А.Н. Алёхин: Вот я сейчас последний вопрос задам, чтобы успокоиться… А нельзя ли объяснить все квантовые феномены тем, что взаимодействие человека с действительностью не симультанно, а сукцессивно и разворачивается с определенной частотой. Конечно, тогда в какой-то момент появляются условия объективной случайности.
А.А. Гриб: Скорее это не совсем объективная случайность. Она потому, что мы не знаем, как это всё крутится, как осциллирует. Если я буду это знать, то никакой случайности не будет.
А.Н. Алёхин: Вот если мы с Вами будем мигать с разной частотой, мы же будем видеть разный мир?
А.А. Гриб: Разный, да, но я могу учесть эту частоту – это будет математический параметр, который вполне формулируется, могу теоретически сказать, что будет.
А.Н. Алёхин: Насколько я знаю, в квантовой физике это не учитывается.
А.А. Гриб: Учитывается, обязательно учитывается, как взаимодействие прибора с частицей.
А.Н. Алёхин: Прибора, а человека?
А.А. Гриб: И человека, постольку, поскольку он считается классическим объектом. А если считать его другим, мы не знаем, как это описывать.
А.Н. Алёхин: Пожалуйста, ещё вопросы.
Дубинина Елена Ефимовна (доктор медицинских наук, профессор, главный научный сотрудник отделения клинико-диагностических исследований СПб НИПНИ им. В.М. Бехтерева): В Вашей очень интересной лекции Вы всё время, анализируя Я наблюдателя, отрицаете химическую основу объекта, мозга и так далее. Вы говорите, что это не имеет никакого значения. Что же составляет материальную основу абсолютного Я наблюдателя, это та материя, которую мы знаем, или это какая-то темная материя?
А.А. Гриб: Нет, это вообще не материя. Материя мозга – это химическая материя, там идут химические реакции и всё. Я (то, что мы называем Я) – это не материя, не субстанция. Я характеризуется не волновой функцией, не полем, а вопросами. Сознание с этой точки зрения – это набор каких-то интенций, интенций по отношению к миру и к самому себе. В этом смысле оно совсем непохоже на то, что называется полем, это нечто, не обладающее ни энергией, ни импульсом, конечно, ни давлением – никакими физическими характеристиками, но обладающее психологическими характеристиками. То есть образами и комбинациями образов. Сознание имеет свое содержание, но это содержание не физико-химическое. И поэтому никакой материальной основы тому, что называется абсолютным Я, просто нет, и потому-то к нему неприменимо обычное уравнение. Это Абсолютный наблюдатель, всё объективно по отношению к нему, а он сам не описан. Если он будет объективирован, тогда он перестанет быть Абсолютным субъектом.
А.Н. Алёхин: Пожалуйста, коллеги, какие ещё есть вопросы?
Гость семинара: Скажите, пожалуйста, а можно ли так сказать, что на те вопросы, на которые не может ответить физиология, нейрофизиология, – как работает мозг, может ответить квантовая физика?
А.А. Гриб: Я не знаю. Это сказать сейчас, пожалуй, невозможно, достаточно ответить хотя бы на некоторые. Думаю, что, скорее всего, на все вопросы не ответить. Все-таки мы говорим о чем-то совсем ином, чем то, что встречается в физике. И здесь, скорее, есть какая-то достаточно узкая область пересечения, но она очень важна, потому что она в этом смысле может быть интересна для обеих сторон. Но она довольно узкая. Как тут правильно говорили, в психологии сознание намного больше. Да, конечно. Мы говорим об очень маленьком кусочке, но он представляется достаточно значительным.
В.Л. Ситников: Как говорит профессор В.М. Аллахвердов, сознание с точки зрения современной психологии непознаваемо. С точки зрения современной физики оно тоже непознаваемо. Это нас объединяет.
А.Н. Алёхин: Пожалуйста…
Скрипченко Петр Алексеевич (клинический психолог, младший научный сотрудник СПб НИПНИ им. В.М. Бехтерева): Андрей Анатольевич, скажите, пожалуйста, а возможны на макроскопическом уровне такие эксперименты, которые подтверждают влияние информации об объекте на его свойства?
А.А.Гриб: На макроскопическом уровне это возможно только при очень низких температурах. Это делается для сверхпроводимости и сверхтекучести.
П.А. Скрипченко: Не могли бы Вы, может быть, привести пример?
А.А. Гриб: Есть такой эффект Джозефсона. Берется два сверхпроводника и ток между ними, так называемая фаза и значение тока, и если знаешь одно, то не знаешь другого. Возникает такая дополнительность. Если меришь одно, возникает одно, а другого нет. Если видишь другое, возникает другое, а того нет. Вот это для макрообъектов, но мы можем это видеть только при очень низких температурах. Конечно, есть убеждение, что все это справедливо и для других макрообъектов, например, столов. Но там величина волны де Бройля (для стола) очень маленькая, и нам не придумать такой ускоритель, такой прибор, который бы мог измерить эту волну. Хотя теоретически это возможно. Нужна особая прецизионность, которой сегодня нет.
А.Н.Алёхин: Но мы зато можем менять состояние сознания…
А.А. Гриб: Ну да…
А.Н. Алёхин: …и видеть то, что обычно невидимо. [смех в аудитории]
Бабурин Игорь Николаевич (кандидат медицинских наук, заведующий физиотерапевтическим отделением СПб НИПНИ им. В.М. Бехтерева): Уважаемый Андрей Анатольевич! Вы сказали, что различные участки мозга, не связанные нейронными связями, легко синхронизируются. Как можно объяснить синхронизацию за счет квантовой теории? Не могли бы Вы хотя бы кратко прокомментировать это?
А.А. Гриб: Да. Есть такое понятие – спутанное состояние. Эти опыты сейчас делаются во всем мире. Вот есть две частицы, а есть общее состояние всей системы. Если изменяется состояние одной части, то мгновенно изменяется состояние другой. Это можно увидеть. Причем это изменение не обусловлено собственно влиянием. Если изменилось здесь, то мгновенно изменилось там. Это и есть свойство спутанных состояний. Так называемый парадокс Эйнштейна – Подольского – Розена. Эти эксперименты проделаны с фотонами – видно, что это есть. То же самое, по-видимому, справедливо и для мозга, если говорить о синхронности. Здесь на самом деле не передается никакого сигнала. И если есть какая-то волновая функция «коллектива» мозга, то это значит, изменения в этой системе будут синхронны: происходит в одном участке – одновременно происходит и в другом. Причем никакая информация никуда не передается, никакого сигнала нет. Это называется нелокальность.
Есть еще и другой вид нелокальности – нелокальность во времени, но это слишком сложно, чтобы сейчас это обсуждать. Есть, в частности, такие эксперименты: человеку при снятии электроэнцефалограммы дают задание, чтобы он подумал о чем-то и совершил движение рукой. При этом оказывается, что осознание этого движения у человека происходит позже, чем появляется на электроэнцефалограмме. Будущее как бы действует на прошлое. Такие вещи есть в квантовой физике и называются «нелокальность во времени», или «отложенный выбор». Р. Пенроуз в свой книжке, например, говорит, что этот пример есть свидетельство квантовых процессов.
То, что я сказал, это только один из вариантов, как может происходить квантовое описание мозга. Есть и другие возможности. Это связано с тем, что мозг очень сложная система: 10 в 11 степени нейронов и очень много связей между ними. А в сложной системе есть явление так называемого динамического хаоса. Когда мы идем от квантового микромира к классическому, то оказывается, что динамический хаос и квантовые свойства могут сохраняться, несмотря на макроразмер. Пенроуз в своей книжке пытался объяснить квантовые свойства мозга на основании работы так называемых микротубул. Будто в каждой клетке есть микротубула, и она уже описывается квантовым образом. Но эта работа потом критиковалась теоретиком из Массачусетского технологического института М. Тегмарком. Много было высказано идей, но почти все они зачеркнуты. Была идея Г. Фрёлиха – известного теоретика, создателя теории сверхпроводимости – о том, что существуют коллективные волны в мозгу, которые описываются квантово. Сегодня известно, что взаимодействие со средой забивает эти волны, так что это тоже не ответ. Много гипотез было высказано за последние лет сорок.
Васильева Анастасия Сергеевна (аспирантка кафедры клинической психологии РГПУ им. А.И. Герцена): Андрей Анатольевич, можно вопрос? Всем известно, что человек стареет. Стареет ли абсолютное Я?
А.А. Гриб: Нет.
А.С. Васильева: То есть оно не изменяется во времени?
А.А. Гриб: Оно вне пространства и времени.
А.С. Васильева: А где?
А.А. Гриб: Нет понятия «где». «Где» – это для объекта. А это субъект. «Где» – для тела, где находится тело, а сознание – не тело.
А.Н. Алёхин: Пожалуйста…
П.А. Скрипченко: Психологию и человека волнует вопрос о происходящих с ним событиях, и глобально он формулируется так: случайно или не случайно? И соответственно в психологии много разных направлений работы с этим. Скажите, с точки зрения квантовой физики кирпич может упасть на голову человеку просто так?
А.А. Гриб: Случайно? Может. Если это усиление квантового процесса какого-то, то может. А как это может произойти? Погода может измениться случайно, почему? Потому что это явление динамического хаоса. А динамический хаос приводит к тому, что совсем небольшое отклонение с течением времени нарастает – и все. Поэтому динамический хаос приводит к тому, что микромир вторгается в наш макромир. Он от нас не отделен непроходимой стеной. Самый яркий пример, где микромир вторгается в макромир, – взрыв атомной бомбы. Но и без этой экзотики есть много примеров подобного вторжения.
П.А. Скрипченко: Но это не связано никак с тем человеком, на которого упал кирпич? Или все-таки он в этой системе тоже.
А.А. Гриб: В общем, конечно, не связано, но может быть связано с этим большим «Я».
П.А. Скрипченко: Значит, в мире нет случайностей?
А.А. Гриб: Да.
П.А. Скрипченко: Ясно, спасибо.
А.Н. Алёхин: Да, Борис Алексеевич…
Б.А. Еремеев: Можно я очень коротко? Аргументируйте, пожалуйста, необходимость с точки зрения квантовой физики исследовать то, что нигде и никогда не находится.
А.А. Гриб: С точки зрения квантовой физики это исследовать нельзя. Это можно только постулировать как выражение этой математической операции. Исследовать это, конечно, это нельзя. Это можно только предположить как объяснение наблюдаемых явлений.
Была другая точка зрения, согласно которой само сознание есть следствие этой редукции. Редукция – это объективный физический процесс, а то, что мы называем сознанием, это и есть эта редукция. Но эта точка зрения была опровергнута: показали, что будет возникать противоречие с теорией относительности, то есть от нее можно отказаться. Вот поэтому, к сожалению, об абсолютном Субъекте ничего не могу сказать кроме того, что он есть и он познает. Но ни о какой его структуре мы по определению ничего сказать не можем, иначе он будет не субъектом, а объектом.
А.Н. Алёхин: Ну что ж, уважаемые коллеги, позвольте мне поблагодарить Андрей Анатольевича. Я просто проведу некоторые параллели. Психолог же очень любит измерения, да? А вот из квантовой физики нам становится известно, что само измерение меняет состояние. Это, кстати, видно уже на простейших психологических тестах. Тем более это касается всяческих терапевтических или коррекционных воздействий, когда само отношение меняет состояние обоих относящихся друг к другу элементов. И в этом смысле, я думаю, и квантовой физики есть, что почерпнуть из психологии, и психологии – из квантовой физики. Во всяком случае, те вещи, про которые Андрей Анатольевич нам рассказывал, очень поучительны.
А.А. Гриб: Спасибо!
А.Н. Алёхин: Спасибо большое!
А.Н. Алёхин: Было бы хорошо, если бы вы представлялись...
Гость семинара (студент факультета физики РГПУ им. А.И. Герцена): Олег. Вот на рисунке у Вас в центральном круге – большое Я. Вы сказали: «Я знает, правда или неправда», – компаратор.
А.А. Гриб: Что?
Гость семинара [Олег]: Я – это компаратор. Я-большое на рисунке — это большой компаратор. Он сравнивает: правда или неправда. И хранит где-то у себя эту информацию. [А.А. Гриб: В памяти...] Да, хранит в памяти. То есть две возможности: правда или неправда – другого нет. [А.А. Гриб: Да...] Есть возможность «не знаю», но ты всегда можешь подойти, послушать, померить и узнать, правда или неправда. Есть третий еще – тот, кто может нам говорить, когда мы задали себе такой вопрос: «Есть ли такое?». Он может сказать, например: «Да, есть». А представляете незадача – он лжец и сказал неправду. И у вас теперь хранится ложная информация. [А.А. Гриб: Да…] Со временем лжецы будут окружать меня, и ячейки памяти будут заполняться ложной информацией. В результате это большое Я со временем будет заполнено шумом – неправдой. И как мы сможем понять, где правда, а где – неправда? Вы сказали, что математическая логика даст нам инструкцию, как определить «правда-неправда», как вывести лжеца на чистую воду...
А.А. Гриб: Здесь Вы не совсем схватили главную мысль. Дело в том, что абсолютное Я некоторым образом не совсем мое Я. Оно общее у разных людей. Это как у А. Шопенгауэра, когда он говорит, что нет многих Я, есть один Я. Причем Я описывает весь окружающий мир. Все те, кто вокруг меня, – это Они, это не-Я. Я один, и я описываю окружающее, подразумевая, что они видят то же самое. Здесь возникает проблема, к которой Вы близко подходите. Она называется проблемой «Вигнеровского друга». Есть я, есть Вигнер и есть его друг. И тот и другой определяют истинность. А почему они должны одинаково определять истинность? А может, они по-разному определяют истинность. Может, для одного истина – это одно, а для другого – другое. И вот здесь возникают разные возможности.
Можно различать Я эмпирическое – все то, о чем Вы говорите: память, склад личности, все, что я получил при образовании, – и более глубокое Я, которое соответствует, скорее, духу индийского Атмана или чему-то похожему. Здесь мысль, близкая к идеям Н.А. Бердяева: эта операция присвоения истинности и ложности называется у Бердяева объективацией. Здесь буквально это и происходит, потому что все то, что меня наполняет, это относится не к «большому Я», а к «маленькому Я». «Маленький Я», эмпирический, существует постольку, поскольку он как бы причастен к этому «большому Я», которое одинаково для всех именно потому, что оно большое. Оно не может быть мной приватизировано. А приватизирую я только то, что связано с конкретными событиями.
Другие авторы пытаются говорить о том, что сознание не локально: оно не находится в каком-то пространстве, типа черепной коробки. Сознание – это нечто иное. Оно непространственное, нелокализованное. Именно поэтому разные люди видят одно и то же. Если бы оно было только у меня внутри локализовано, то никто другой не мог бы видеть то же, что и я. И поэтому, когда происходит коммуникация между людьми, это к проблеме не имеет отношения. Действительно, он может меня обмануть. Но здесь, когда мы говорим об истинном и ложном, это – не фиксация истинного и ложного, а сотворение истинного и ложного. Это скорее в духе беседы между Альбертом Эйнштейном и Рабиндранатом Тагором, где Эйнштейн спрашивает у Тагора: «Если бы людей вдруг не стало, то Аполлон Бельведерский перестал бы быть прекрасным?» На что Тагор ответил: «Да!» и спросил Эйнштейна: «А Как Вы думаете, истинное и ложное существует вне человека?» Эйнштейн ответил, как реалист, что, конечно, существует. Тагор, в свою очередь, ответил, что он думает, что не существует.
Гость семинара [Олег]: Вы говорите, есть эмпирическое Я – это то, что я усваиваю в течение моей жизни. Есть глобальное – большое Я. И они никак не взаимодействуют?
А.А. Гриб: Взаимодействуют.
Гость семинара [Олег]: А паразитическое взаимодействие между ними возможно? Когда та ложь, которая накопилась в моей «базе данных», проникает в глобальное «большое Я», заражая его?
А.А. Гриб: Я думаю, что нет. Если Вы говорите о памяти, то это может быть локализовано в каком-то маленьком участке мозга, как в компьютере. И это не имеет отношения к «большому Я». Это мозг, это объективная среда. В этом смысле одно на другое не влияет. Даже если Вы сознание будете терять и «отключаться» от этого «большого Я», а потом снова приходите в себя… Это определение квантовых свойств по отношению к «большому Я», все равно начинает работать. И здесь нет вещей, связанных с памятью и потоком снаружи. Абстрактное, «большое», Я – это не конкретное Я, получившее какое-то образование, имеющее какие-то эмоции, какую-то биографию. Это не то. Это, если угодно, свойство Вселенной. Это то, где сознание во Вселенной вместе со всем остальным находится.
Ситников Валерий Леонидович (доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой прикладной психологии, социологии и педагогики Петербургского государственного университета путей сообщения): Можно вопрос? Насколько я понял, физики о сознании знают даже меньше, чем психологи… Хотя я думал наоборот. В конечном итоге, я понял, что представление о сознании у психологов сложнее, поскольку у нас еще со времен Фройда есть и сверхсознание, и бессознательное, и предсознание, и подсознание. А у Вас все это уходит в это Я. А у нас Я – это всего лишь маленькая часть.
Но я бы хотел уточнить положение квантовой физики, тезис – он не Ваш, но Вы ссылались, я не расслышал фамилию – о том, что свойства объекта зависят от знания об этом объекте. Из тех примеров, которые Вы приводили, мне кажется, что все-таки не свойство зависит от знаний, а наше представление о свойствах.
А.А. Гриб: Нет. Свойство.
В.Л. Ситников: Почему?
А.А. Гриб: А это проверяется экспериментально. Поезд из приведенного примера поедет с другой скоростью, если Вы знаете, что он поедет налево, а не направо.
В.Л. Ситников: Это видится из расчетов, в которых вводится какой-то коэффициент, условный достаточно.
А.А. Гриб: Нет, это проверяется экспериментально. Если про электрон мы знаем, что он влево не летит, тогда видим, что скорость его вправо другая. Если мы не знаем, что он влево летит, и тоже измеряем его скорость вправо – она другая.
В.Л. Ситников: Одно дело – это эксперимент, а другое – расчеты с коэффициентом. Вы пока говорили о расчетах.
А.А. Гриб: Я упоминал об экспериментах, эксперименты такие есть: они называются отрицательными экспериментами и производятся над электронами, над атомами. Когда наблюдаешь, что их нет в какой-то области, оказывается, что оттого, что их нет, их свойства там, где они есть, поменялись. А когда мы не определяли, что их там нет, оказывается, их скорость там другая была.
В.Л. Ситников: А можно дополнительный вопрос: с чем Вы сравниваете?
А.А. Гриб: Мы ставим два опыта. Один опыт мы ставим так: вылетает электрон, и мы не знаем, влево он летит или вправо. Видим, что вправо, и оказывается, что у него импульс такой-то. Другой опыт – опять такой же источник, так же вылетает электрон, и видим, что слева его нет. И мерим, какой справа – другой оказался…
Некоторые говорили, что, может быть, это потому, что мы чего-то ещё не знаем. Это называется теорией скрытых параметров. Предполагается, что есть тайная причина, которую мы не знаем, – скрытый параметр. Тогда вычисления и схемы квантовой физики оказываются поправленными. Но в этом случае получается, что остального не существует, если верна теория относительности, а она, вроде, верна.
А.Н. Алёхин: Вот я сейчас последний вопрос задам, чтобы успокоиться… А нельзя ли объяснить все квантовые феномены тем, что взаимодействие человека с действительностью не симультанно, а сукцессивно и разворачивается с определенной частотой. Конечно, тогда в какой-то момент появляются условия объективной случайности.
А.А. Гриб: Скорее это не совсем объективная случайность. Она потому, что мы не знаем, как это всё крутится, как осциллирует. Если я буду это знать, то никакой случайности не будет.
А.Н. Алёхин: Вот если мы с Вами будем мигать с разной частотой, мы же будем видеть разный мир?
А.А. Гриб: Разный, да, но я могу учесть эту частоту – это будет математический параметр, который вполне формулируется, могу теоретически сказать, что будет.
А.Н. Алёхин: Насколько я знаю, в квантовой физике это не учитывается.
А.А. Гриб: Учитывается, обязательно учитывается, как взаимодействие прибора с частицей.
А.Н. Алёхин: Прибора, а человека?
А.А. Гриб: И человека, постольку, поскольку он считается классическим объектом. А если считать его другим, мы не знаем, как это описывать.
А.Н. Алёхин: Пожалуйста, ещё вопросы.
Дубинина Елена Ефимовна (доктор медицинских наук, профессор, главный научный сотрудник отделения клинико-диагностических исследований СПб НИПНИ им. В.М. Бехтерева): В Вашей очень интересной лекции Вы всё время, анализируя Я наблюдателя, отрицаете химическую основу объекта, мозга и так далее. Вы говорите, что это не имеет никакого значения. Что же составляет материальную основу абсолютного Я наблюдателя, это та материя, которую мы знаем, или это какая-то темная материя?
А.А. Гриб: Нет, это вообще не материя. Материя мозга – это химическая материя, там идут химические реакции и всё. Я (то, что мы называем Я) – это не материя, не субстанция. Я характеризуется не волновой функцией, не полем, а вопросами. Сознание с этой точки зрения – это набор каких-то интенций, интенций по отношению к миру и к самому себе. В этом смысле оно совсем непохоже на то, что называется полем, это нечто, не обладающее ни энергией, ни импульсом, конечно, ни давлением – никакими физическими характеристиками, но обладающее психологическими характеристиками. То есть образами и комбинациями образов. Сознание имеет свое содержание, но это содержание не физико-химическое. И поэтому никакой материальной основы тому, что называется абсолютным Я, просто нет, и потому-то к нему неприменимо обычное уравнение. Это Абсолютный наблюдатель, всё объективно по отношению к нему, а он сам не описан. Если он будет объективирован, тогда он перестанет быть Абсолютным субъектом.
А.Н. Алёхин: Пожалуйста, коллеги, какие ещё есть вопросы?
Гость семинара: Скажите, пожалуйста, а можно ли так сказать, что на те вопросы, на которые не может ответить физиология, нейрофизиология, – как работает мозг, может ответить квантовая физика?
А.А. Гриб: Я не знаю. Это сказать сейчас, пожалуй, невозможно, достаточно ответить хотя бы на некоторые. Думаю, что, скорее всего, на все вопросы не ответить. Все-таки мы говорим о чем-то совсем ином, чем то, что встречается в физике. И здесь, скорее, есть какая-то достаточно узкая область пересечения, но она очень важна, потому что она в этом смысле может быть интересна для обеих сторон. Но она довольно узкая. Как тут правильно говорили, в психологии сознание намного больше. Да, конечно. Мы говорим об очень маленьком кусочке, но он представляется достаточно значительным.
В.Л. Ситников: Как говорит профессор В.М. Аллахвердов, сознание с точки зрения современной психологии непознаваемо. С точки зрения современной физики оно тоже непознаваемо. Это нас объединяет.
А.Н. Алёхин: Пожалуйста…
Скрипченко Петр Алексеевич (клинический психолог, младший научный сотрудник СПб НИПНИ им. В.М. Бехтерева): Андрей Анатольевич, скажите, пожалуйста, а возможны на макроскопическом уровне такие эксперименты, которые подтверждают влияние информации об объекте на его свойства?
А.А.Гриб: На макроскопическом уровне это возможно только при очень низких температурах. Это делается для сверхпроводимости и сверхтекучести.
П.А. Скрипченко: Не могли бы Вы, может быть, привести пример?
А.А. Гриб: Есть такой эффект Джозефсона. Берется два сверхпроводника и ток между ними, так называемая фаза и значение тока, и если знаешь одно, то не знаешь другого. Возникает такая дополнительность. Если меришь одно, возникает одно, а другого нет. Если видишь другое, возникает другое, а того нет. Вот это для макрообъектов, но мы можем это видеть только при очень низких температурах. Конечно, есть убеждение, что все это справедливо и для других макрообъектов, например, столов. Но там величина волны де Бройля (для стола) очень маленькая, и нам не придумать такой ускоритель, такой прибор, который бы мог измерить эту волну. Хотя теоретически это возможно. Нужна особая прецизионность, которой сегодня нет.
А.Н.Алёхин: Но мы зато можем менять состояние сознания…
А.А. Гриб: Ну да…
А.Н. Алёхин: …и видеть то, что обычно невидимо. [смех в аудитории]
Бабурин Игорь Николаевич (кандидат медицинских наук, заведующий физиотерапевтическим отделением СПб НИПНИ им. В.М. Бехтерева): Уважаемый Андрей Анатольевич! Вы сказали, что различные участки мозга, не связанные нейронными связями, легко синхронизируются. Как можно объяснить синхронизацию за счет квантовой теории? Не могли бы Вы хотя бы кратко прокомментировать это?
А.А. Гриб: Да. Есть такое понятие – спутанное состояние. Эти опыты сейчас делаются во всем мире. Вот есть две частицы, а есть общее состояние всей системы. Если изменяется состояние одной части, то мгновенно изменяется состояние другой. Это можно увидеть. Причем это изменение не обусловлено собственно влиянием. Если изменилось здесь, то мгновенно изменилось там. Это и есть свойство спутанных состояний. Так называемый парадокс Эйнштейна – Подольского – Розена. Эти эксперименты проделаны с фотонами – видно, что это есть. То же самое, по-видимому, справедливо и для мозга, если говорить о синхронности. Здесь на самом деле не передается никакого сигнала. И если есть какая-то волновая функция «коллектива» мозга, то это значит, изменения в этой системе будут синхронны: происходит в одном участке – одновременно происходит и в другом. Причем никакая информация никуда не передается, никакого сигнала нет. Это называется нелокальность.
Есть еще и другой вид нелокальности – нелокальность во времени, но это слишком сложно, чтобы сейчас это обсуждать. Есть, в частности, такие эксперименты: человеку при снятии электроэнцефалограммы дают задание, чтобы он подумал о чем-то и совершил движение рукой. При этом оказывается, что осознание этого движения у человека происходит позже, чем появляется на электроэнцефалограмме. Будущее как бы действует на прошлое. Такие вещи есть в квантовой физике и называются «нелокальность во времени», или «отложенный выбор». Р. Пенроуз в свой книжке, например, говорит, что этот пример есть свидетельство квантовых процессов.
То, что я сказал, это только один из вариантов, как может происходить квантовое описание мозга. Есть и другие возможности. Это связано с тем, что мозг очень сложная система: 10 в 11 степени нейронов и очень много связей между ними. А в сложной системе есть явление так называемого динамического хаоса. Когда мы идем от квантового микромира к классическому, то оказывается, что динамический хаос и квантовые свойства могут сохраняться, несмотря на макроразмер. Пенроуз в своей книжке пытался объяснить квантовые свойства мозга на основании работы так называемых микротубул. Будто в каждой клетке есть микротубула, и она уже описывается квантовым образом. Но эта работа потом критиковалась теоретиком из Массачусетского технологического института М. Тегмарком. Много было высказано идей, но почти все они зачеркнуты. Была идея Г. Фрёлиха – известного теоретика, создателя теории сверхпроводимости – о том, что существуют коллективные волны в мозгу, которые описываются квантово. Сегодня известно, что взаимодействие со средой забивает эти волны, так что это тоже не ответ. Много гипотез было высказано за последние лет сорок.
Васильева Анастасия Сергеевна (аспирантка кафедры клинической психологии РГПУ им. А.И. Герцена): Андрей Анатольевич, можно вопрос? Всем известно, что человек стареет. Стареет ли абсолютное Я?
А.А. Гриб: Нет.
А.С. Васильева: То есть оно не изменяется во времени?
А.А. Гриб: Оно вне пространства и времени.
А.С. Васильева: А где?
А.А. Гриб: Нет понятия «где». «Где» – это для объекта. А это субъект. «Где» – для тела, где находится тело, а сознание – не тело.
А.Н. Алёхин: Пожалуйста…
П.А. Скрипченко: Психологию и человека волнует вопрос о происходящих с ним событиях, и глобально он формулируется так: случайно или не случайно? И соответственно в психологии много разных направлений работы с этим. Скажите, с точки зрения квантовой физики кирпич может упасть на голову человеку просто так?
А.А. Гриб: Случайно? Может. Если это усиление квантового процесса какого-то, то может. А как это может произойти? Погода может измениться случайно, почему? Потому что это явление динамического хаоса. А динамический хаос приводит к тому, что совсем небольшое отклонение с течением времени нарастает – и все. Поэтому динамический хаос приводит к тому, что микромир вторгается в наш макромир. Он от нас не отделен непроходимой стеной. Самый яркий пример, где микромир вторгается в макромир, – взрыв атомной бомбы. Но и без этой экзотики есть много примеров подобного вторжения.
П.А. Скрипченко: Но это не связано никак с тем человеком, на которого упал кирпич? Или все-таки он в этой системе тоже.
А.А. Гриб: В общем, конечно, не связано, но может быть связано с этим большим «Я».
П.А. Скрипченко: Значит, в мире нет случайностей?
А.А. Гриб: Да.
П.А. Скрипченко: Ясно, спасибо.
А.Н. Алёхин: Да, Борис Алексеевич…
Б.А. Еремеев: Можно я очень коротко? Аргументируйте, пожалуйста, необходимость с точки зрения квантовой физики исследовать то, что нигде и никогда не находится.
А.А. Гриб: С точки зрения квантовой физики это исследовать нельзя. Это можно только постулировать как выражение этой математической операции. Исследовать это, конечно, это нельзя. Это можно только предположить как объяснение наблюдаемых явлений.
Была другая точка зрения, согласно которой само сознание есть следствие этой редукции. Редукция – это объективный физический процесс, а то, что мы называем сознанием, это и есть эта редукция. Но эта точка зрения была опровергнута: показали, что будет возникать противоречие с теорией относительности, то есть от нее можно отказаться. Вот поэтому, к сожалению, об абсолютном Субъекте ничего не могу сказать кроме того, что он есть и он познает. Но ни о какой его структуре мы по определению ничего сказать не можем, иначе он будет не субъектом, а объектом.
А.Н. Алёхин: Ну что ж, уважаемые коллеги, позвольте мне поблагодарить Андрей Анатольевича. Я просто проведу некоторые параллели. Психолог же очень любит измерения, да? А вот из квантовой физики нам становится известно, что само измерение меняет состояние. Это, кстати, видно уже на простейших психологических тестах. Тем более это касается всяческих терапевтических или коррекционных воздействий, когда само отношение меняет состояние обоих относящихся друг к другу элементов. И в этом смысле, я думаю, и квантовой физики есть, что почерпнуть из психологии, и психологии – из квантовой физики. Во всяком случае, те вещи, про которые Андрей Анатольевич нам рассказывал, очень поучительны.
А.А. Гриб: Спасибо!
А.Н. Алёхин: Спасибо большое!