Четверг, 23.03.2017, 03:23 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход
Главная » 2009 » Май » 2 » МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ К ВЫПОЛНЕНИЮ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ К ВЫПОЛНЕНИЮ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

2.1 Выбор темы
     Выбор темы для будущей работы имеет исключительно большое значение. Под темой выпускной квалификационной работы принято понимать то главное, чему посвящено исследование. Темы выпускных квалификационных работ определяются высшим учебным заведением, однако студенту предоставляется право выбора темы работы вплоть до предложения своей тематики с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки.
     Тема ограничивает круг проблем и область исследования, выбор предмета, объекта и методов исследования. При выборе темы очень важно учитывать общий стаж в выбранной области знаний, объем уже имеющихся наработок в ней, а также опыт выступлений в научных кружках или на собраниях специалистов с научными сообщениями и т.п.
     При выборе темы целесообразно брать конкретную, вполне определенную задачу с тем, чтобы можно было ее глубоко проработать. Не менее важным при выборе темы является техническая возможность ее реализации. Реалистичность замысла определяется наличием потенциальных испытуемых, необходимого методического инструментария и оборудования, а также временных резервов. Как правило, исследования требуют для завершения больше времени, чем ожидалось, поэтому планирование этапов исследования должно включать себя некоторый временной резерв.
     В выборе темы выпускной квалификационной работы студенту могут помочь следующие приемы:
* Просмотр каталогов защищенных выпускных квалификационных и дипломных работ и ознакомление с уже выполненными  на кафедре научными разработками.
* Ознакомление с новейшими результатами исследований в смежных, пограничных областях науки, имея в виду, что на стыке специальностей, возможно, найти новые и порой неожиданные решения.
* Пересмотр известных научных решений при помощи новых методов, с новых теоретических позиций, с привлечением новых существенных фактов, выявленных автором работы.
* Ознакомление с аналитическими обзорами  и статьями в специальной периодике.
* Беседы и консультации со специалистами – практиками и преподавателями, в процессе которых  можно выявить важные вопросы.
     Выбранная тема (а также научный руководитель выпускной квалификационной работы) утверждается приказом ректора учебного заведения.
     Тематика дипломных работ преимущественно соответствует основным научным направлениям кафедры, имеет практико-ориентированный характер и, как правило, определяется научно-практической деятельностью конкретного преподавателя.
     Примерные темы дипломных работ:
* Психологические проблемы развития студента в период кризиса взрослости.
* Психологические реакции адаптации учащихся начальной школы с ослабленным здоровьем.
* Общий девиантный синдром адаптации у школьников с учебной неуспешностью.
* Роль психотравмирующих переживаний в генезе заболевания….
* Клинико-психологические аспекты адаптации ….
* Влияние психологических особенностей….
* Внутренняя картина болезни при….
* Акцентуации характера у ….
* Организация психопрофилактических мероприятий в ….
* Психологические методы коррекции при….
* Роль психологических факторов в сохранении, укреплении и развитии здоровья у….
* Мотивы обращения за психотерапевтической помощью у студентов….

2.2 Составление рабочих планов
     Рабочий план представляет собой план реализации научной работы и разрабатывается при непосредственном участии научного руководителя выпускника. Разработка рабочего плана начинается с формулирования темы и общего замысла предполагаемого научного исследования. В основу такого замысла может быть положена гипотеза, т.е. предположение, изложенное на основе как интуиции (предчувствия), так и предварительно изложенной версии (т.е. сообщения чего-либо в целях предварительного объяснения). Даже такая постановка позволит упорядочить и систематизировать всю последующую работу.
     Первоначально рабочий план дает характеристику предмета исследования только в основных чертах, однако в дальнейшем такой план может и должен уточняться при сохранении основной задачи исследования.
     Рабочий план имеет произвольную форму. Обычно он состоит из перечня рубрик, связанных внутренней логикой исследования данной темы и упорядоченных по значимости.
     На более поздних стадиях работы оставляют план-проспект, т.е. план, который представляет собой реферативное изложение расположенных в логическом порядке вопросов, по которым в дальнейшем будет систематизироваться весь собранный фактический материал. Практически план-проспект – это уже предварительное оглавление работы с реферативным раскрытием содержание ее глав и параграфов.
     В творческом исследовании план всегда имеет динамический, подвижный характер и не должен связывать развитие идеи и замысла исследователя при сохранении четкого научного направления в работе. План должен быть гибким, чтобы можно было включать в него новые аспекты, обнаруженные в процессе подготовки текста.
     Научный руководитель принимает участие в разработке рабочего плана будущей работы:
* рекомендует необходимую литературу, справочные, статистические и архивные материалы и другие источники по теме;
* проводит систематические, предусмотренные расписанием беседы и консультации;
* оценивает содержание выполненной  работы как по частям, так и в целом;
* дает согласие на представление работы к защите.

2.3 Библиографический поиск литературных источников.
     Состояние изученности темы целесообразно начать со знакомства с информационными изданиями, содержащими оперативную информацию, как о самих публикациях, так и о наиболее существенных сторонах их содержания. Информационные издания в отличие от обычных библиографических изданий оперируют не только сведениями о печатных произведениях, но и заключенными в них идеями и фактами.
     Помимо оперативности публикации отличают новизна сообщаемой  информации, полнота охвата источников и наличие  справочного аппарата, позволяющего быстро систематизировать и находить необходимые документы.
     Библиографические издания содержат упорядоченную совокупность библиографических описаний, которые извещают специалистов о том, что издано по интересующему его вопросу. Библиографическое описание здесь выполняет две функции. С одной стороны, оно оповещает о появлении документов (сигнальная функция), а с другой - сообщает необходимые сведения для их отыскания (адресная функция). Из библиографических описаний составляют библиографические указатели и библиографические списки. Наиболее значительным библиографическим указателем является "Сигнальная информация" (СИ) ВИНИТИ.
     Реферативные издания содержат публикации рефератов, включающих сокращенное изложение содержания первичных документов (или их частей) с основными фактическими сведениями и выводами. К реферативным изданиям относятся реферативные журналы, реферативные сборники, экспресс-информация, информационные листки.
     Реферативные журналы в Российской Федерации по естественным и техническим наукам издает ВИНИТИ под общим заголовком «Реферативный журнал». РЖ ВИНИТИ – основное и самое распространенное в нашей стране реферативное  издание, которое наиболее полно отражает всю мировую литературу по естествознанию и технике, публикуя рефераты, аннотации  библиографические описания, составляемые на статьи, монографии, сборники.
     Реферативные сборники представляют собой периодические, продолжающиеся или непериодические издания, которые содержат рефераты неопубликованных документов. Они выпускаются центральными институтами научно-технической информации и технико-экономических исследований. Такие издания носят обычно узкотематический характер.
     Экспресс-информация – это периодические издания журнальной или листовой формы, которое содержит расширенные рефераты наиболее актуальных опубликованных зарубежных материалов и неопубликованных отечественных документов, требующих оперативного освещения.
     К обзорным изданиям относятся обзор по одной проблеме, направлению и сборник обзоров. Студент может в качестве примеров взять обзоры в журналах «Психотерапия», «Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева».
     Обзоры обобщают сведения, содержащиеся  в первичных документах, являясь высшей ступенью их аналитико-синтетической переработки. Такие издания обычно сообщают о состоянии или развитии какой - либо науки или практической деятельности, отражая все новое, что сделано в ней за определенное время.
     Наиболее значительным обзорным изданием по естествознанию и науке является серия сборников ВИНИТИ «Итоги науки и техники».
     Студенту, ведущему разыскивание литературных источников для подготовки выпускной квалификационной работы, следует уделить особое внимание библиографическим указателям литературы Государственной публичной научно-технической библиотеки. Весьма полезны для подбора литературы издания Всероссийской книжной палаты, которая выпускает библиографические указатели «Книжная летопись», «Летопись периодических и продолжающихся изданий», «Летопись газетных статей» и др.; издания Российской государственной библиотеки; Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы, издающей различные библиографические указатели и картотеки.
     Наряду с информационными изданиями органов НТИ для информационного поиска следует использовать автоматизированные информационно - поисковые системы, базы и банки данных.
     В связи с развитием научно - исследовательских работ и необходимостью детально анализировать литературу,  выпущенную в предыдущие годы, все большее значение для  исследователей приобретает ретроспективная библиография, назначением которой являются подготовка и распространение библиографической информации о произведениях печати за какой - либо период времени.

2.4 Изучение литературы и отбор фактического материала
     Изучение литературы по выбранной теме следует начинать с общих работ, которые позволяют получить представление об основных вопросах, связанных с избранной тема, и только затем вести поиск нового материала.
     Изучение научных публикаций целесообразно проводить по этапам в соответствии со следующей последовательностью:
* общее ознакомление с произведением в целом по его оглавлению;
* беглый просмотр всего содержания;
* чтение в порядке последовательности расположения материала;
* выборочное чтение части произведения, имеющей непосредственное отношение к теме выпускной квалификационной работы;
* выделение и фиксирование (конспектирование либо дословное выписывание) представляющих интерес материалов;
* критический анализ материалов литературного источника (как фрагмент текста будущей выпускной квалификационной работы).
     Целесообразен также следующий способ изучения литературы: разделение страницы на две части и представление в левой ее стороне выписок из прочитанного, а с правой – личных замечаний с выделением особенно важных фрагментов текста.
     При изучении литературы по выбранной теме используется не вся заключенная в ней информация, а только та, которая имеет непосредственное отношение к теме работы и поэтому является наиболее ценной. Во всех случаях целесообразен отбор только последних данных и наиболее авторитетных источников с выверенными ссылками.
     Условием эффективного отбора фактов из литературных источников является способность к критическому анализу, учет факторов субъективности излагаемых точек зрения, дискуссионности рассматриваемых проблем, а также возможности устаревания эмпирических данных и концепций.
     Особой формой фактического материала являются цитаты, которые органично включаются в текст работы, составляя неотъемлемую часть анализируемого материала. Цитаты используются для того, чтобы без искажений передать мысль автора первоисточника, для идентификации взглядов при сопоставлении различных точек зрения и т.д. Цитаты служат необходимой опорой автору работы в процессе анализа и синтеза информации. Отталкиваясь от их содержания, можно создать систему убедительных доказательств, необходимых для объективной характеристики рассматриваемого явления. Цитаты могут использоваться и для подтверждения отдельных положений выпускной квалификационной работы.
     Наряду с прямым цитированием часто прибегают к пересказу текста первоисточника. В этом случае не исключается вероятность искажения смысла, поэтому текст пересказа необходимо тщательно сверять с первоисточником.
     Цитирование должно проводиться точно, с соблюдением всех особенностей подлинника. В тексте цитата заключается в кавычки и сопровождается ссылкой, где указываются номер источника согласно списку литературы и страница, на которой находится цитируемый текст.
     После ссылки на литературный источник или после переложения чужих мыслей необходимо в скобках указать номер, под которым приводится источник в списке литературы, либо фамилию и инициалы автора, год издания источника, например: (Карвасарский Б.Д., 2006). Если требуется указать работы нескольких авторов, ссылки на них даются в хронологическом порядке. В тех случаях, когда ссылка требует упоминания фамилии в тексте, год публикации дается сразу после фамилии автора в скобках. Например: «Г.Аммон (2000) утверждает, что ...».
     Ссылки на предыдущие страницы текста диплома пишутся сокращенно в скобках, например: (см. с.8).

2.5 Проведение эмпирического исследования
     Применяемые в научном исследовании методы зависят не только от его предмета, но и от уровня – эмпирического или теоретического. Для эмпирического уровня исследования характерны такие методы как интервью, анкеты, опрос, оценивание (рейтинг), анализ взаимодействия, метод самооценки, сравнение, наблюдение, эксперимент, описание, математико-статистические методы обработки данных. На теоретическом уровне используются другие методы – гипотеза, аналогия, анализ и синтез, индукция и дедукция.

2.6 Обработка первичных данных и статистический анализ
     На современном этапе развития технологий проведения психологического исследования сложно представить себе исследователя, оперирующего логарифмической линейкой или применяющего ручные подсчеты различных показателей, характеризующих результаты исследования. Компьютерные технологии во многом оптимизировали проведение этапа математической обработки данных, предоставляя исследователям максимум средств для моделирования изучаемого феномена. Поэтому рассмотрение практических аспектов применения методов математической статистики в психологическом исследовании необходимо начинать со знакомства с прикладными программами обработки и графического представления результатов исследования.
     Наибольшую популярность в среде исследователей приобрели такие программы как Excel, Statistica, SPSS. Они предоставляют большие возможности для разнообразного анализа, описания и моделирования данных, просчета статистических критериев, построения графиков и гистограмм, а также презентации полученных результатов.

2.7 Анализ и интерпретация полученных результатов
     В целом, процесс анализа и интерпретации данных реализуется в следующих трех аспектах описания:
     Какие результаты получены (качественные данные, процентные соотношения, среднегрупповые значения, их сравнения между группами, корреляционные взаимосвязи между исследуемыми психическими характеристиками и т.д.).
     Что обозначают эти результаты (психические характеристики участников исследования, построение психологического и поведенческого портрета на основе полученных данных).
     Как можно объяснить полученные результаты (какие объяснительные теории, концепции можно привлечь для интерпретации данных).
     Одним из самых сложных этапов исследовательской работы является интерпретация полученных данных. Она опирается на предполагаемые многофакторные отношения между полученными данными и их возможное объяснение. Определенный результат исследования может быть обусловлен разными механизмами психической деятельности. И наоборот, один и тот же механизм может приводить к разным психическим проявлениям (например, психологическая защита в виде рационализации в группе интернет-зависимых пользователей будет проявляться в излишней удовлетворенностью жизнью, а в группе пациентов с язвенной болезнью в частых обострениях заболевания и т.д.).
     Интерпретация полученных данных может осуществляться либо как процесс количественной оценки, т.е. полученный результат будет сравниваться с определенной нормой, либо в виде качественного анализа, при котором полученные данные сравниваются с целым рядом эталонов, значение которых точно определено. Такая интерпретация имеет несколько уровней. Непосредственная интерпретация определяет «вес» самого результата. Например, поведение является адаптивным – неадаптивным, самооценка адекватная – заниженная – завышенная и т.п. Интерпретация более высокого уровня включает полученные знания в определенную систему. Но высокий уровень интерпретации в некоторых аспектах абстрагируется от отдельных свойств субъекта исследования. Поэтому чем выше уровень интерпретации, тем более общими и менее надежными становятся высказанные предположения и объяснительные схемы и тем осторожнее их надо формулировать.

2.8 Требования к оформлению выпускной квалификационной работы
2.8.1 Объем выпускной квалификационной работы
     Объем выпускной квалификационной работы не должен превышать, как правило, 70 страниц машинописного текста через 2 интервала, набранных на компьютере, исключая рисунки, таблицы, схемы, список использованной литературы и оглавление. Машинописный текст печатается на стандартной бумаге (210 х 297) через 2 интервала. Левое поле страницы – не менее 30 мм, правое – не менее 10 мм, верхнее – не менее 15 мм, нижнее – не менее 20 мм.
     Нумерация страниц работы. Все страницы выпускной квалификационной работы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту, включая содержание и иллюстрации. Номер страницы проставляется в правом верхнем углу. Точка после цифры не ставится. Титульный лист включается в общую нумерацию страниц, но номер страницы на титульном листе не ставится.
     Нумерация разделов работы.  Разделы (главы) выпускной квалификационной работы должны иметь порядковую нумерацию в пределах основной части работы и обозначаться арабскими цифрами сточкой, например: I., 2., и т.д. При этом слово «глава» не пишется. Введение и заключение не нумеруются. Подразделы работы имеют порядковую нумерацию в пределах каждой главы. Номер подраздела представляет собой следующий уровень нумерации и включает номер главы и порядковый номер подраздела, разделенные точкой, например: 1.1., 1.2. и т.д. Каждая глава работы, а также разделы "Введение", "Выводы" и другие должны начинаться с нового листа.  Заголовки печатаются от левого поля без абзацного отступа. Для пространственного вычленения названия раздела после него делают интервал 6 пт. или пропускают одну строку.
     Цифровой материал, когда его много или когда имеется необходимость в сопоставлении, оформляется в виде таблиц, которые нумеруются. Графическое представление материала осуществляется в виде диаграмм, графиков и рисунков.
2.8.2 Таблицы
     Цифровой материал, когда его много или когда имеется необходимость в сопоставлении и выводе определенных закономерностей, оформляют  в работы в виде таблиц.
     Таблица представляет собой  такой способ подачи информации, при котором цифровой или текстовой материал группируется в колонки, ограниченные одна от другой вертикальными и горизонтальными линейками.
     По содержанию таблицы делятся на аналитические и неаналитические. Аналитические таблицы являются результатом обработки и анализа  цифровых показателей. Как правило, после таких таблиц делается обобщение в качестве нового (выводного) знания, которое вводится в текст словами: «данные, приведенные в таблице …, позволяет сделать вывод, что...», «как следует из таблицы …, ...», «данные, представленные в таблице …, позволяют предположить, что...» и т.п. Часто такие таблицы дают возможность выявить и сформулировать определенные закономерности.
     В неаналитических таблицах помещаются, как правило, необработанные статистические данные, необходимые лишь для информации и констатации.
     Обычно таблица состоит из следующих элементов: порядкового номера, тематического заголовка, заголовков вертикальных граф.
     Порядковый номер таблицы служит для ее связи с текстом. Он состоит из слова «Таблица», которое пишется с прописной буквы, значок «№» перед порядковым номером и точку после него не ставят.
     Если в работы одна таблица, то ни нумерационный заголовок, ни слово «таблица» не нужны. В этом случае в тексте слово «таблица» необходимо писать без сокращения, например:
     Как следует из таблицы...
     По результатам анализа (см. таблицу…) можно заключить, что...
     Если в работы две таблицы и более, то они должны быть пронумерованы, и на каждую необходима ссылка в тексте. Слово «таблица» в этом случае приводят в сокращенном виде, знак «№» не ставят, например:
     Данные анализа (табл.5) свидетельствуют о том, что...
     В случае повторных ссылок в тексте необходимо к ссылке добавлять общепринятое сокращение от слова "смотри" - см., например:
     Повторный анализ (см. табл. 5) свидетельствует, что...
     Тематический заголовок определяет содержание таблицы и  употребляется в случае необходимости ее использования без обращения к тексту. Такой заголовок, как и нумерационный, пишется с прописной буквы, без точки на конце. Ссылку на таблицу следует сформулировать таким образом, чтобы не дублировался тематический заголовок, в котором следует избегать употребления следующих слов: значение, величина, расчет, зависимость.
     Головка – это часть таблицы, в которой приводится содержание вертикальных граф. Она может состоять как из одного, так и нескольких этажей.
     Заголовки граф в первом ярусе следует писать с прописной буквы, ни точку, ни запятую не ставят. Заголовки граф второго и последующих ярусов (подзаголовки) пишут следующим образом. Если ярус составляет единую грамматическую форму с предыдущим ярусом, то со строчной буквы пишут нижележащие подзаголовки.     
     Если ярус имеет самостоятельное значение, то с прописной буквы пишутся и подзаголовки.

2.8.3 Рисунки
     Как рисунок определяются данные, представленные в графической форме.
     Рисунки имеют отдельную нумерацию, которая может быть как сквозной, так и по главам. Подпись к рисунку делается внизу с левой стороны в следующем порядке:
- условное сокращение названия иллюстрации - Рис.
- ее порядковый номер арабскими цифрами – 1.1., 1.2.  и т.д.;
- название иллюстрации.
     К основным графическим формам представления экспериментальных данных относят графики и диаграммы.
     График – условное изображение величин и их соотношений через геометрические фигуры, точки и линии. Графики используются как для анализа, так и для повышения наглядности иллюстрируемого материала. График строится в системе координат с указанием, единицы измерения, масштаба. Масштаб графика обычно выражается линейной мерой, числом миллиметров в отрезке, принимаемом за единицу числового значения статистического показателя. Например, 1 мм соответствует 10%. График сопровождается пояснением условных обозначений.
     Диаграмма – вариант графического изображения зависимости между величинами. Диаграммы составляются для повышения наглядности представления и анализа массовых данных.
     В соответствии с формой построения различают диаграммы плоскостные, линейные и объемные. В научных публикациях наибольшее распространение получили линейные диаграммы, а из плоскостных – столбиковые (ленточные) и секторные. Линейная диаграмма изображает соотношение двух переменных и строится в системе координат, начальная цифра отсчета ставится в точке пересечения осей абсцисс и ординат. Плоскостные диаграммы изображают статистические данные в виде прямоугольников, размешенных вертикально на одинаковом расстоянии друг от друга. Высота прямоугольников пропорциональна изображенным величинам. Секторная диаграмма применяется для характеристики структуры явления, она подразделяется на секторы, пропорциональные удельному весу отдельных частей целого. Вся окружность принимается за 100%, следовательно, 1% соответствует 3,6 градуса.

2.8.4 Формулы
     Формула – это комбинация математических или других знаков, выражающих какое – либо предложение.
     Формулы обычно располагают отдельными строками посередине листа и внутри текстовых строк в подбор. В подборе рекомендуется помещать формулы короткие, простые, не имеющие самостоятельного значения и не пронумерованные. Наиболее важные формулы, а также длинные и громоздкие формулы, содержащие знаки суммирования, произведения, дифференцирования, интегрирования, располагают на отдельных строках.
2.8.5 Приложения
     Приложение – часть основного текста, которая имеет дополнительное (обычно справочное) значение, но является необходимой для полного освещения темы. По содержанию приложения разнообразны. Они могут представлять собой копии подлинных документов, выдержки из отчетных материалов, производственные планы и протоколы, отдельные положения из инструкций и правил, ранее не опубликованные тексты, переписка и т.п. Приложения могут иметь форму текста, таблиц, графиков и др. В приложение не включается библиографический список использованной литературы, вспомогательные указатели всех видов, справочные комментарии и примечания, которые являются не приложениями к основному тексту, а элементами справочно-сопроводительного аппарата работы, помогающими пользоваться ее основным текстом. Приложения оформляются как продолжение работы на последних ее страницах.
2.8.6 Библиографический список
     Библиографический список – элемент библиографического аппарата, который содержит библиографические описания использованных источников и помещается после заключения. Такой список составляет одну из существенных частей работы, отражающей самостоятельную творческую работу ее автора, и потому позволяет судить о степени фундаментальности проведенного исследования.
     Библиографическое описание составляют непосредственно по произведению печати или выписывают из каталогов и библиографических указателей полностью без пропусков каких-либо элементов, сокращений заглавий и т.п.
     В научных работах в библиографический список не включаются те источники, на которые нет ссылок в основном тексте и которые фактически не были использованы автором. Не включаются также энциклопедии, справочники, научно-популярные издания.
     В научных работах используются следующие способы построения библиографических списков:
* по алфавиту фамилии авторов или заглавий,
* по тематике,
* по видам изданий,
* по характеру содержания,
* списки смешенного построения.
     Алфавитный способ группировки литературных источников характерен тем, что фамилии авторов и заглавия (если автор не указан) размещены по алфавиту.

2.9 Подготовка студента к выступлению на заседании Государственной аттестационной комиссии
     Подготовка к защите выпускной квалификационной работы состоит в первую очередь из подготовки выступления по результатам исследования в форме доклада, раскрывающего существо, теоретическое и практическое значение результатов поведенной работы.
     В структурном отношении доклад можно разделить на три части, состоящие из рубрик, каждая из которых представляет собой самостоятельный смысловой блок, хотя в целом они логически взаимосвязаны и представляют единство, которое совокупно характеризует содержание проведенного исследования
     Первая часть доклада в основных моментах повторяет введение работы. Рубрики этой части соответствуют тем смысловым аспектам, применительно к которым характеризуется актуальность выбранной темы, дается  описание научной проблемы, а также формулировки цели работы. Здесь же необходимо указать методы, при помощи которых получен фактический материал работы, а также охарактеризовать ее состав и общую структуру.
     После первой вводной части следует вторая, самая большая по объему часть, которая в последовательности, установленной логикой проведенного исследования, характеризует каждую главу работы. При этом особое внимание  обращается на итоговые результаты. Отмечаются также критические сопоставления и оценки.
     Заключительная часть доклада строится на основе содержания заключения работы. Здесь целесообразно перечислить общие выводы (не повторяя более частные обобщения, сделанные при характеристике глав основной части), собрать воедино основные рекомендации.
     К тексту доклада могут быть приложены дополнительные материалы (схемы, таблицы, графики, диаграммы и т.п.), которые необходимы для доказательства выдвигаемых положений и обоснования сделанных выводов и предложенных рекомендаций.
     При подготовке к защите работы желательно еще раз внимательно просмотреть весь текст работы, сделать нужные пометы на страницах, вложить в нужные места закладки. Особое внимание следует обратить на аналитические таблицы, графики и схемы, содержащие в наглядной и концентрированной форме наиболее значимые результаты проделанной соискателем работы. Часть таких материалов желательно подготовить для демонстрации в зале заседания Государственной аттестационной комиссии. Они оформляются так, чтобы соискатель мог демонстрировать их без особых затруднений, и они были видны всем присутствующим в зале.

2.10 Процедура публичной защиты выпускной квалификационной работы
     Защита выпускной квалификационной работы происходит на заседании Государственной аттестационной комиссии.
     Защита выпускной квалификационной работы происходит публично. Она носит характер научной дискуссии и происходит в обстановке высокой требовательности, принципиальности и соблюдения научной этики, при этом обстоятельному анализу должны подвергаться достоверность и обоснованность всех выводов и рекомендаций научного и практического характера, содержащиеся в работы.
     Заседание Государственной аттестационной комиссии начинается с того, что председательствующий объявляет о защите работы, указывая ее название, фамилию, имя и отчество ее автора.
     Свое выступление автор строит на основе изложения содержания и результатов проведенного исследования в форме структурированного доклада, который может зачитываться либо, что предпочтительнее, пересказываться.
     Все материалы, представляемые в виде схем и чертежей, должны оформляться так, чтобы автор работы мог демонстрировать их без особых затруднений, и они были видны всем присутствующим.
     Важно, чтобы речь выступления была ясной, грамматически точной, уверенной. Это делает ее понятной и более убедительной.
     Заслушивание доклада продолжает научная дискуссия, в которой имеют право участвовать все присутствующие на защите. Члены Государственной аттестационной комиссии и лица, приглашенные на защиту, в устной форме могут задавать любые вопросы по проблемам, затронутым в работе, методам исследования, уточнять результаты и процедуру экспериментальной работы и т.п.
     Прежде чем отвечать на вопрос, необходимо внимательно его выслушать и кратко записать. Желательно на заданный вопрос отвечать сразу, а не выслушивать все вопросы, а потом на них отвечать.
     После выступления защищающегося председательствующий зачитывает отзыв рецензента на выполненную работу и предоставляет слово ее автору для ответа на высказанные замечания и пожелания.
     Далее председатель комиссии предоставляет слово научному руководителю соискателя. В своем выступлении научный руководитель раскрывает отношение студента к работе над исследованием, а также затрагивает другие вопросы, касающиеся его личности.
     После окончания по желанию защищающегося ему может быть предоставлено заключительное слово, после которого можно считать, что основная часть процедуры защиты выпускной квалификационной работы закончена.
     На закрытом заседании членов Государственной аттестационной комиссии подводятся итоги защиты, и принимается решение об ее оценке. Это решение принимается простым большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании. При ровном числе голосов голос председателя является решающим.
     Затем председатель Государственной аттестационной комиссии объявляет всем присутствующим эту оценку, сообщает, что защитившийся доказал соответствие специальности «Клинический психолог. Преподаватель психологии», и закрывает совещание.

Категория: Студентам кафедры | Просмотров: 756 | Добавил: clinicpsy | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]